4 ноября отмечается день народного единства. Что такое День народного единства? Как появился праздник и почему про него никто не знает. Появление праздника «День народного единства»

Многие россияне любят потратить дополнительные нерабочие дни на поездки и иной отдых. В ноябре у жителей нашей страны длинные выходные в три дня получатся благодаря государственному празднику – Дню народного единства. Это удивительно, но 2/3 нашей страны на самом деле не знают, что мы празднуем 4 ноября. Расставим все точки над "i" в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Россия отмечает 4 ноября государственный праздник День народного единства. Утвержден он был в декабре 2004 года. Это решение принял президент России Владимир Путин. Глава государства внес изменения в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые новый праздник страна отметила 4 ноября 2005 года.

Чему же он посвящен?

Праздник День народного единства уходит корнями в далекий 1612 год. 4 ноября по новому стилю ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России, которое длилось с 1584 года.

Началось оно после смерти царя Ивана IV Грозного. На престол взошел его наследник Федор Иоаннович, который был далек от государственных дел. В 1598 году он умер, а так как наследников не имел, царская династия Рюриковичей оборвалась. После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса.

Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками. Россию лихорадило от повсеместных грабежей, разбоев, воровства, повального пьянства. Единое русское государство распалось. В 1610 году русские бояре во главе с князем Федором Мстиславским пустили в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Первое народное ополчение по освобождению столицы от поляков возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но это антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин призвал народ создать народное ополчение. Начался всенародный сбор денег для осуществления задуманного. На пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. В этом же году на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – Михаил Федорович.

Позже царь Алексей Михайлович в честь этого великого события установил праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Это абсолютно разные праздники. 7 и 8 ноября в СССР были нерабочими днями, люди отмечали День Октябрьской революции.

В ночь с 25 на 26 октября (по старому стилю) 1917 года благодаря вооруженному восстанию большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

Президент России Борис Ельцин в 1996 году подписал указ "О Дне согласия и примирения", при этом день так и остался нерабочим, но суть праздника кардинально изменилась. По задумке главы государства, он должен был стать днем отказа от противостояния, днем примирения и единения различных слоев российского общества.

Как мы рассказывали выше, в 2004 году президент Путин своим указом утвердил новый праздник – День народного единства. Праздник 7 ноября был отменен.

4 ноября россияне отмечают День народного единства. Что же мы празднуем? К сожалению, внятного ответа на этот вопрос не может дать большинство граждан РФ. Историческая сторона праздника мало кому известна. рассказывает, что же такое День народного единства

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Фото: travel.rambler.ru

Что произошло 4 ноября?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

Как поляки появились на русских землях?

День народного единства был учрежден в память о событиях 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года. В конце XVI века династия Рюриковичей прервалась: в 1598 году скончался бездетный сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Страна осталась фактически без управления. Трон занял Борис Годунов — боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича. Однако для знати права Годунова на высшую власть являлись нелегитимными. Тогда «на горизонте» начали появляться самозванцы, выдававшие себя за погибшего младшего сына Ивана Гроздого Дмитрия. Держава переживала политические и экономические кризисы.


Иван грозный (картина В.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»), Фёдор I Иоаннович (портрет из «Царского титулярника»), Борис Годунов

В 1605 году в России появился первый «воскресший» сын Ивана Грозного — самозванец Лжедмитрий I, который при поддержке казаков и повстанцев въехал со свитой в столицу и венчался на царство в Успенском соборе. Продержался на троне правитель недолго — в 1606 году он был убит заговорщиками. Но вскоре появился новый самозванец — Лжедмитрий II. Он с польско-литовскими отрядами отправился в поход на Москву, но ему не удалось захватить столицу.


Картина К.Ф.Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» (1890-е гг.)

Тем временем в 1609 году польский король Сигизмунд III вторгся на русские земли, часть которых оказалась под контролем польско-литовских войск. В конце-концов в 1611 году бывший царь Василий Шуйский и его братья принесли присягу польскому королю, а бояре впустили иноземные войска в Москву. Зимой того же года, после призыва Патриарха Гермогена защитить Церковь и Отечество, было создано Первое народное ополчение. Но ополченцам не удалось освободить столицу от интервентов. Было собрано новое ополчение.


Картина Эрнста Лисснера «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»

Кто такие Минин и Пожарский?

Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом дать отпор врагу.

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

На пост главного воеводы Второго народного ополчения был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Неудача первого ополчения ничуть не пугала народ, а даже наоборот. Тысячи человек самых разных национальностей встали под знамена Минина и Пожарского и отправились походом на Москву, чтобы изгнать польских захватчиков. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом Китай-город в Москве и изгнали польские войска.

По преданию, войско Второго ополчения вошло в Москву с Казанской иконой Божией Матери, которая стала покровительницей войной-освободителей. Уверенность, что благодаря именно иконе поляков удалось изгнать, была столь глубока, что Пожарский построил на краю Красной площади храм в честь святыни — Казанский собор.


Картина Михаила Скотти «Минин и Пожарский в Москве» (1870 год)

Почему так важно 4 ноября?

С изгнанием поляков из Москвы завершился период Смутного времени, продолжавшийся примерно 15 лет. В феврале 1613 года на престол России взошел царь Михаил Романов, первый представитель династии Романовых.

Когда появился праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов распорядился отмечать 4 ноября (22 октября по старому стилю) день Казанской иконы Божией Матери, которая помогла избавить Москву и Россию от нашествия поляков в 1612 году. Икона также почиталась как покровительница дома Романовых.

В советские годы 4 ноября не отмечалось. Праздничным днем считалось 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.

В России праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Учреждение праздника поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий.


Казанский собор в Москве, построенный Дмитрием Пожарским. Фото smileplanet.ru

Что же мы празднуем?

Одним из объяснений того, почему 4 ноября называется «Днем народного единства», дается в пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника:

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения <…> продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.»

Но, по сути, День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Причем церковной традиции почитания религиозной святыни. Но это почти никого не заботит, как и весь праздник в целом. В 2013 году исследовательский центр портала Superjob.ru выяснил , что большинство россиян (54%) воспринимают 4 ноября всего лишь как «обычный выходной» и не считают этот день праздничным. Ситуация не сильно поменялась: 3 ноября 2017 года ВЦИОМ опубликовал результаты исследования , согласно которым россияне не понимают, почему в ноябре три выходных дня. Вспомнить название праздника смогли лишь 12% респондентов.

Это не значит, что данного праздника не должно существовать. Тем более, что он уже есть. Если государство не будет проводить длительных и воспитательных пиар-компаний, то у 4 ноября лишь одно будущее — он будет восприниматься не более, чем дополнительный выходной.

День народного единства в России 4 ноября 2018 года: история праздника, обычаи, традиции, поздравления.

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя - представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

4 ноября 2018 года: какой праздник в России?

День народного единства – государственный праздник, день воинской славы России. В 2018 году он отмечается 4 ноября. Это официальный выходной день в стране. Праздник связан с освобождением Москвы от польских захватчиков в 1612 году и символизирует народное единение. Он приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери. Его отмечают все граждане Российской Федерации. В 2018 году День народного единства празднуется 14-й раз.

День народного единства: почему 4 ноября стал праздником

День народного единства, который с 2005 года отмечается в России 4 ноября, отсылает нас к далекому 1612 году и земскому ополчению Минина и Пожарского. Осенью 1612 года в Нижнем Новгороде возникло народное движение за освобождение русских земель от иноземных захватчиков (поляков). Возглавили это движение нижегородский земский староста Кузьма Минин и опытный воевода князь Дмитрий Пожарский. В середине февраля отряды ополчения двинулись к Москве, по пути собирая всех желающих вступить в борьбу с интервентами.

Первое столкновение между войском ополченцев и поляками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. Отрядам Минина и Пожарского едва ли удалось одолеть поляков, если бы не помощь казацких сотен князя Трубецкого, стоявших недалеко от столицы. Но после первой победы народному ополчению все-таки пришлось отступить на левый берег Москва-реки. Однако исход похода снова спасли части Трубецкого, и 22 октября (4 ноября по новому стилю) соратники Минина и Пожарского вступили в Китай-город, а спустя четыре дня польский гарнизон, засевший в Московском Кремле, капитулировал.

День народного единства: история праздника

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмовало Китай-город и освободило Москву от польско-литовских захватчиков. Русские войска прошли в Кремль крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери – защитницей Русской земли. В 1630 году на Красной площади был построен Казанский собор. В 1649 году царь Алексей Михайлович объявил 4 ноября государственным праздником – Днем Казанской иконы Божией Матери, в память освобождения Москвы от польско-литовских войск. После Октябрьской революции 1917 года традиция отмечать это торжество прервалась.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил учредить 4 ноября праздник – День народного единства. Указ Президента РФ В. Путина № 200-ФЗ от 29 декабря 2004 года внес поправки в статью 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и статью 112 Трудового кодекса РФ № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. 4 ноября – День народного единства стал днем воинской славы и праздничным выходным днем.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

Праздник был учрежден в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Впервые этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

История

Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.

На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины.

Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.

Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Суть праздника

Этот праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений.

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Как празднуют

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

День народного единства в этом году планируют отпраздновать также пышно, как и в предыдущие годы. Самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве и в Нижнем Новгороде, откуда пошло ополчение Минина и Пожарского.

Планируется большое, многомиллионное шествие по городу и возложение цветов к мемориалу Минину и Пожарскому.

В День народного единства проводятся праздничные мероприятия патриотической направленности, шествия, гуляния, ярмарки, выставки и так далее. Все главные парки Москвы подготовили большую развлекательную программу ко Дню народного единства.

В Кремле пройдет церемония торжественного вручения премии президента за укрепление единства российской нации и концерт "Мы едины".

По всей стране пройдут торжественные концерты, салюты, и массовые народные гулянья.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Похожие публикации