Билибин финист ясный сокол. Русские народные сказки в иллюстрациях и. билибина. пёрышко финиста ясна-сокола. Нарисуем голову сокола

Страница 1 из 2

Было у крестьянина три дочери. Старшая и средняя завистливые и злые, а младшая Машенька, добрая, ласковая, работящая, неписаной красоты.
Как-то поехал крестьянин в город на базар, позвал дочерей проститься и спрашивает:
– Какие подарки, доченьки, вам привезти?
– Привези нам, папенька, шали расписные, золотом шитые, – попросили старшая и средняя.
– А мне, батюшка, если сыщешь, перо Финиста – ясна сокола, – попросила Машенька.

Вернулся крестьянин домой грустный, старшим дочерям подарки привёз, а младшей не нашёл.
Собрался в город в следующий раз. Заказали дочки разных подарков, а Машенька опять попросила пёрышко ей привезти.
В городе крестьянин все лавки обошёл, а перышка нигде не нашёл. По дороге домой встречает маленького старичка.
– Куда едешь, милый? – спросил старичок.
– Домой возвращаюсь из города. Дочкам подарки везу, да вот только младшей подарка найти не могу. Хотела она пёрышко Финиста – ясна сокола.

– Пёрышко это не простое, заветное. Возьми его в подарок своей дочери, да будет она счастлива.
Обрадовался крестьянин, во всю мочь погнал лошадей домой.

Вечером, когда все легли спать, взяла Машенька пёрышко, ударила его об пол и говорит:
– Милый Финист – ясный сокол, прилети ко мне, суженый мой.
И возник ниоткуда молодец красоты невиданной. А к утру превратился в сокола и улетел в дальние края.
Стал он летать к Машеньке каждый вечер, пока злые сёстры не заметили его. Позавидовали они Машеньке и задумали злое.
Зашли к ней в светлицу, и пока её не было, воткнули в рамы ножи и иглы, а сами спрятались посмотреть, что будет.

Ясный сокол подлетел к окну, а сесть некуда, ножи торчат острые. Стал он биться в окно, да Машеньки в комнате нет. Разбился в кровь ясный сокол, лапки поранил. И говорит тогда:
– Если нужен я тебе, то найдёшь меня за тридевять земель, пока трое кованных башмаков не истопчешь, три посоха не переломишь, три шапки железных не потеряешь.

Тут Машенька вошла в светлицу, услышала это, да поздно. Улетел её Финист – ясный сокол.
Выплакала все слёзы и стала в дальние края собираться, сокола своего искать. Заказала башмаки кованные, посохи и шапки железные. Простилась с батюшкой и сёстрами и пошла куда глаза глядят.
Долго ли, коротко ли, пришла на поляну, а на ней избушка на курьих ножках.

– Встань ко мне, избушка, передом, к лесу задом. Войти хочу, отдохнуть.
Повернулась избушка, вошла Машенька и увидела в избушке Бабу Ягу. А та давай ругаться:
– Фу, фу, девица, что ты ходишь-бродишь, спать мешаешь?
– Ищу я, бабушка, Финиста – ясна сокола, – отвечает Машенька.

– Долго тебе искать, девица. Живёт он теперь в тридесятом государстве. Околдовала его царица тамошняя. Вот, милая, возьми яичко золотое и блюдце серебряное. Иди к царице и наймись к ней в служанки. Только блюдце и яичко не продавай, а отдай так, только попроси ясна сокола увидеть.

Пошла Машенька дальше. Шла, шла, уже и башмаки кованные износила. Тут опять выходит на полянку, а там избушка на курьих ножках вертится.
Зашла Маша в избушку, а там Баба Яга сидит.
– Фу, фу, девица, что ищешь ты здесь?
– Иду в тридесятое царство за Финистом – ясным соколом, – отвечает Машенька.
– Вижу и у сестры ты моей побывала. Она тебе решила помочь, и я помогу. Может, и сыщешь своего сокола. Вот тебе золотая иголка и серебряные пяльцы. Иголка не простая, сама вышивать умеет. Если станет царица просить тебя продать, то не продавай, а даром отдай, только пусть разрешит на Финиста посмотреть.

СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 12 с. с ил. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 32,5х25,5 см. Серия «Сказки». Суперклассика!

Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, - ее управляющий - князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862-1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835-1907), устали от однообразия официальной продукции. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной».

Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. На дворе стоял ХХ век, и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин, и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) трактовали как упадническое, декадентское. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению.

Любопытно, что В.В. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам - «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937). «Не так давно, в 1898 году, - писал Стасов, - Малютин выставил около десятка иллюстраций к пушкинской сказке “Царь Салтан” и к поэме “Руслан и Людмила”... На нынешней выставке нет никаких иллюстраций г-на Малютина, но зато есть несколько превосходных подобных же иллюстраций г-на Билибина - 10 картинок к сказкам “Царевна-лягушка”, “Перышко Финиста…” и к присказке:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Не начать ли сказку сначала?

Это все явления очень приятные и замечательные. Народный дух в творчестве новых наших художников еще не погиб! Напротив!». Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике - альграфии - плоской печати с алюминиевых пластин. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго. О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта.



Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.

Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.


Был-жил старик со старухою. У них было три дочери; меньшая была такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Раз собрался старик в город на ярмарку и говорит: «Дочери мои любезные! Что вам надобно, приказывайте, - все искуплю на ярмарке». Старшая просит: «Купи мне, батюшка, новое платье». Середняя: «Купи мне, батюшка, шалевой платочек». А меньшая говорит: «Купи мне аленький цветочек». Засмеялся старик над меньшою дочкою: «Ну что тебе, глупенькая, в аленьком цветочке? Много ли в нем корысти! Я тебе лучше нарядов накуплю». Только что ни говорил, никак не мог уговорить ее: купи аленький цветочек - да и только.


Поехал старик на ярмарку, купил старшей дочери платье, середней - шалевой платок, а цветочка аленького во всем городе не нашел. Уж на самом выезде попадается ему незнакомый старичок - несет в руках аленький цветочек. «Продай мне, старинушка, твой цветок!» - «Он у меня не продажный, а заветный; буде младшая дочь твоя пойдет за моего сына - Финиста ясна сокола, так отдам тебе цветок даром». Призадумался отец: не взять цветочка - дочку огорчить, а взять - надо будет замуж ее выдать, и бог знает за кого. Подумал-подумал, да таки взял аленький цветочек. «Что за беда! - думает. - После присватается, да коли нехорош, так и отказать можно!»

Приехал домой, отдал старшей дочери платье, середней шаль, а меньшухе отдает цветочек и говорит: «Не люб мне твой цветочек, дочь моя любезная, больно не люб!» А сам шепчет ей потихоньку на ухо: «Ведь цветочек-то заветный был, а не продажный; взял я его у незнакомого старика с условием отдать тебя замуж за его сына Финиста ясна сокола». - «Не печалься, батюшка, - отвечает дочка, - ведь он такой добрый да ласковый; ясным соколом летает по поднебесью, а как ударится о сырую землю - так и станет молодец молодцом!» - «Да ты разве его знаешь?» - «Знаю, знаю, батюшка! В прошлое воскресенье он у обедни был, все на меня смотрел; я и говорила с ним... ведь он любит меня, батюшка!» Старик покачал головой, посмотрел на дочь таково пристально, перекрестил ее и говорит: «Поди в светелку, дочка моя милая! Уж спать пора; утро вечера мудренее - после рассудим!» А дочка заперлась в светелке, опустила аленький цветочек в воду, отворила окошко, да и смотрит в синюю даль.

Откуда ни возьмись - взвился перед ней Финист ясен сокол, цветные перышки, впорхнул в окошечко, ударился об пол и стал молодцем. Девушка было испугалась; а потом, как заговорил он с нею, и невесть как стало весело и хорошо на сердце. До зари они разговаривали - уж не ведаю о чем; знаю только, что, как начало светать, Финист ясен сокол, цветные перышки, поцеловал ее, да и говорит: «Каждую ночь, как только поставишь ты аленький цветочек на окно, стану прилетать к тебе, моя милая! Да вот тебе перышко из моего крыла; если понадобятся тебе какие наряды, выйди на крылечко да только махни им в правую сторону - и вмиг перед тобой явится все, что душе угодно!» Поцеловал ее еще раз, обернулся ясным соколом и улетел за темный лес. Девушка посмотрела вслед своему суженому, затворила окно и легла почивать. С той поры каждую ночь, лишь поставит она аленький цветочек на растворенное окошечко, прилетает к ней добрый молодец Финист ясен сокол.

Вот наступило воскресенье. Старшие сестры стали к обедне наряжаться. «А ты что наденешь? У тебя и обновок-то нету!» - говорят младшей. Она отвечает: «Ничего, я и дома помолюсь!» Старшие сестры ушли к обедне, а меньшуха сидит у окна вся запачканная да смотрит на православный народ, что идет к церкви божией. Выждала время, вышла на крылечко, махнула цветным перышком в правую сторону, и откуда ни возьмись - явились перед ней и карета хрустальная, и кони заводские, и прислуга в золоте, и платья, и всякие уборы из дорогих самоцветных каменьев.

В минуту оделась красная девица, села в карету и понеслась в церковь. Народ смотрит да красоте ее дивуется. «Видно, какая-нибудь царевна приехала!» - говорят промеж себя люди.


Как запели «Достойно», она тотчас вышла из церкви, села в карету и укатила назад. Люд православный вышел было поглазеть, куда она поедет; да не тут-то было! Давно и след простыл. А наша красавица лишь подъехала к своему крылечку, тотчас махнула цветным перышком в левую сторону: вмиг прислуга ее раздела, и карета из глаз пропала. Сидит она по-прежнему как ни в чем не бывало да смотрит в окошечко, как православные из церкви по домам расходятся. Пришли и сестры домой. «Ну, сестрица, - говорят, - какая красавица была нонче у обедни! Просто загляденье, ни в сказке сказать, ни пером написать! Должно быть, царевна из иных земель приезжала - такая пышная, разодетая!»

Наступает другое и третье воскресенье; красная девица знай морочит народ православный, и сестер своих, и отца с матерью. Да в последний раз стала раздеваться и позабыла вынуть из косы бриллиантовую булавку. Приходят из церкви старшие сестры, рассказывают ей про царевну-красавицу да как взглянут на сестру-меньшуху, а бриллиант так и горит у нее в косе. «Ах, сестрица! Что это у тебя? - закричали девушки. - Ведь точь-в-точь этакая булавка была сегодня на голове у царевны. Откуда ты достала ее?» Красная девица ахнула и убежала в свою светелку. Расспросам, догадкам, перешептываньям конца не было; а меньшая сестра молчит себе да потихоньку смеется.

Вот большие сестры стали замечать за нею, стали по ночам у светелки подслушивать, и подслушали один раз разговор ее с Финистом ясным соколом, а на заре своими глазами увидели, как выпорхнул он из окна и полетел за темный лес. Злые, видно, были девушки - большие сестрицы: уговорились они поставить на вечер потаенные ножи на окне сестриной светелки, чтобы Финист ясен сокол подрезал свои цветные крылышки. Вздумали - сделали, а меньшая сестра и не догадалась, поставила свой аленький цветочек на окно, прилегла на постель и крепко заснула. Прилетел Финист ясен сокол да как порхнет в окошко и обрезал свою левую ножку, а красная девица ничего не ведает, спит себе так сладко, так спокойно. Сердито взвился ясен сокол в поднебесье и улетел за темный лес.

Поутру проснулась красавица, глядит во все стороны - уж светло, а добра молодца нет как нет! Как взглянет на окно, а на окне крест-накрест торчат ножи острые, и каплет с них алая кровь на цветок. Долго девица заливалась горькими слезами, много бессонных ночей провела у окна своей светелки, пробовала махать цветным перышком - все напрасно! Не летит ни Финист ясен сокол, ни слуг не шлет! Наконец со слезами на глазах пошла она к отцу, выпросила благословение. «Пойду, - говорит, - куда глаза глядят!» Приказала себе сковать три пары железных башмаков, три костыля железные, три колпака железные и три просвиры железные: пару башмаков на ноги, колпак на голову, костыль в руки, и пошла в ту сторону, откуда прилетал к ней Финист ясен сокол.


Идет лесом дремучим, идет через пни-колоды, уж железные башмаки истаптываются, железный колпак изнашивается, костыль ломается, просвира изглодана, а красная девица все идет да идет, а лес все чернее, все чаще. Вдруг видит: стоит перед ней чугунная избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается. Девица говорит: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом». Избушка повернулась к ней передом. Вошла в избушку, а в ней лежит баба-яга - из угла в угол, губы на грядке, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу видом было не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету ходит, воочью является, в нос бросается! Куда путь, красная девица, держишь? От дела лытаешь али дела пытаешь?» - «Был у меня, бабуся, Финист ясен сокол, цветные перышки; сестры мои ему зло сделали. Ищу теперь Финиста ясна сокола». - «Далеко ж тебе идти, малютка! Надо пройти еще тридевять земель. Финист ясен сокол, цветные перышки, живет в пятидесятом царстве, в осьмидесятом государстве и уж сосватался на царевне».

Баба-яга накормила-напоила девицу чем бог послал и спать уложила, а наутро, только свет начал брезжиться, разбудила ее, дала дорогой подарок - золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков - и наказывает: «Как придешь к синему морю, невеста Финиста ясна сокола выйдет на берег погулять, а ты возьми золотой молоточек в ручки и поколачивай бриллиантовые гвоздики; станет она их покупать у тебя, ты, красная девица, ничего не бери, только проси посмотреть Финиста ясна сокола. Ну, теперь ступай с богом к моей середней сестре!»

Опять идет красная девица темным лесом - все дальше и дальше, а лес все чернее и гуще, верхушками в небо вьется. Уж другие башмаки истаптываются, другой колпак изнашивается, железный костыль ломается и железная просвира изгрызена - и вот стоит перед девицей чугунная избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается. «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом; мне в тебя лезти - хлеба ести». Избушка повернулась к лесу задом, к девице передом. Входит туда, а в избушке лежит баба-яга - из угла в угол, губы на грядке, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу видом было не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету стал ходить! Куда, красная девица, путь держишь?» - «Ищу, бабуся, Финиста ясна сокола». - «Уж он жениться хочет. Нонче у них девишник», - сказала баба-яга, накормила-напоила и спать уложила девицу, а наутро чуть свет будит ее, дает золотое блюдечко с бриллиантовым шариком и крепко-накрепко наказывает: «Как придешь на берег синя моря да станешь катать бриллиантовый шарик по золотому блюдечку, выйдет к тебе невеста Финиста ясна сокола, станет покупать блюдечко с шариком; а ты ничего не бери, только проси посмотреть Финиста ясна сокола, цветные перышки. Теперь ступай с богом к моей старшей сестре!»

Опять идет красна девица темным лесом - все дальше и дальше, а лес все чернее и гуще. Уж третьи башмаки истаптываются, третий колпак изнашивается, последний костыль ломается, и последняя просвира изглодана. Стоит чугунная избушка на курьих ножках - то и дело поворачивается. «Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом; мне в тебя лезти - хлеба ести». Избушка повернулась. В избушке опять баба-яга, лежит из угла в угол, губы на грядке, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу видом было не видать, слыхом было не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету ходит! Куда, красная девица, путь держишь?» - «Ищу, бабуся, Финиста ясна сокола». - «Ах, красная девица, уж он на царевне женился! Вот тебе мой быстрый конь, садись и поезжай с богом!» Девица села на коня и помчалась дальше, а лес все реже да реже.


Вот и сине море - широкое и раздольное - разлилось перед нею, а там вдали как жар горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных. «Знать, это царство Финиста ясна сокола!» - подумала девица, села на сыпучий песок и поколачивает золотым молоточком бриллиантовые гвоздики. Вдруг идет по берегу царевна с мамками, с няньками, с верными служанками, остановилась и ну торговать бриллиантовые гвоздики с золотым молоточком. «Дай мне, царевна, только посмотреть на Финиста ясна сокола, я тебе их даром уступлю», - отвечает девушка. «Да Финист ясен сокол теперь спит, никого не велел пускать к себе; ну, да отдай мне свои прекрасные гвоздики с молоточком - уж я, так и быть, покажу его тебе».

Взяла молоточек и гвоздики, побежала во дворец, воткнула в платье Финиста ясна сокола волшебную булавку, чтобы он покрепче спал да побольше от сна не вставал; после приказала мамкам проводить красну девицу во дворец к своему мужу, ясну соколу, а сама гулять пошла. Долго девица убивалась, долго плакала над милым; никак не могла разбудить его... Нагулявшись вдоволь, царевна воротилась домой, прогнала ее и вынула булавку. Финист ясен сокол проснулся. «Ух, как я долго спал! Здесь, - говорит, - кто-то был, все надо мной плакал да причитывал; только я никак не мог глаз открыть - так тяжело мне было!» - «Это тебе во сне привиделось, - отвечает царевна, - здесь никто не бывал».

Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако, Марьюшка отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся.

Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста - ясного сокола.

По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.

Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.

Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи, никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.

Отправилась Марьюшка в путь. Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.

Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.

За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист - ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный. Но не хочет отдавать колдунья Финиста - ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.

Поженились они и стали жить счастливо.

Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.

Картинка или рисунок Финист - ясный сокол

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Оперы Летучий голландец Вагнера

    Опера начинается с момента, когда на море сплошная непогода. Корабль Даланда причаливает к скалистому берегу. Матрос, стоящий у штурвала устал. Несмотря на то, что он пытался себя взбодрить, все равно засыпает.

  • Краткое содержание Горький Макар Чудра

    Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле

  • Краткое содержание Десять негритят Агаты Кристи (10 негритят)

    На маленький негритянский остров по разным причинам прибыло десять человек. Лодка вернулась на континент, так как приближалась непогода. Приехавшие гости остановились в доме мистера и миссис Оним

  • Краткое содержание Коваль Воробьиное озеро

    О Воробьином озере рассказывали много чудесного. Говорили, что там ловят громадную рыбу. Лещи, окуни, щуки не помещаются в ведро. Автор удивлялся, почему озеру дали такое название.

  • Краткое содержание Эдгар По Чёрный кот

    Главный герой рассказа - беспробудный пьяница. Он издевается над животными, не жалеет свою жену, да и вообще ведёт себя неподобающим образом. Первой его серьезной жертвой, кроме заплаканной жены, становится его чёрный кот

Сокол гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото

Мастер класс по рисованию гуашью от 5 лет " Пейзаж с соколом"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, подарок, рисунок для выставок и конкурсов.
Цель: создание пейзажа с соколом в технике гуашь.
Задачи:
-учить детей рисовать сокола в технике гуашь;
-совершенствовать навыки построения предварительного наброска, умение правильно располагать рисунок на формате листа;
-упражнять в работе кистью (всем ворсом, кончиком), умение использовать в работе мазки различной направленности и амплитуды;
-развивать глазомер, внимательность, интерес к работе с цветом;
-воспитывать интерес к традициям и обычаям родной Земли.

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Сегодня главным объектом нашего творчества является сокол. Эта птица всегда имела очень важное значение в жизни людей, в славном наследие наших предков сохранилось множество легенд, мифов и сказок о соколе.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
(автор В.Высоцкий)
Сокол необыкновенная и единственная в своём роде хищная птица, которая имеет мощный клюв и когти, который нападет на своего врага только напрямую, в лоб. Сокол никогда не "бьет лежачего", он всегда ждет, пока его противник будет способен продолжать сражаться.
Именно поэтому славяне чтили сокола, как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью. А, лобовое столкновение на поле боя было излюбленным методом ведения военных действий. Так, считали наши предки, намного честнее.
И сейчас спустя годы и столетия, и в наши дни целый ряд элитных российских воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.


В богатом культурном наследие наших предков сокол разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма, выражал воодушевление и победу. В соколе люди всегда видели силу самого неба, а золотой сокол на знамёнах и щитах обозначал космическую гармонию
Сокол стал символом мужественности, воинственности и благородства, для которого честь стоит на первом месте. Он не за жестокость и слепое убийство, он-за справедливость.
В качестве оберега его носили воины, чтобы одержать победу над врагом и защитить свои территории. Также символ сокола придавал мощную энергию своему владельцу, воодушевлял перед битвой и настраивал на положительный ее исход.


Славянская мифология знает двух чудесных соколов:
Первый из них Рарог-воплощение огненного духа, связанного с культом очага и богом огня Семарглом.
Согласно старинным преданиям, Семаргл является старшим сыном Сварога, имя ему-Огонь Сварожич. В начале времен, когда Сварог ударил магическим молотом по бел-горюч камню Алатырю-разлетелись божественной искры, высеченные из камня, которые разгорелись, и из пламени родился Огненный Бог Семаргл. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, и словно Солнце, озарил всю Вселенную. От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер-так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.


В сказочных преданиях птица Рагог (огненный сокол победы) является воплощением Семаргла в земном мире, он выполняет роль первозданного огня, который питает жизнью весь мир. Он представляет собой огненный дух, который несет тепло и мощь, покровительствует ему сам бог Сварог. Рарог, кстати, был связующим звеном между Высшим миром (Правь) и земным (Явь). То есть он внимательно слушал наставления богов на небе, а потом прилетал к людям и рассказывал их. Считается, что эта птица приходит к своему владельцу со сверкающим оперением и приносит ему защиту от болезней, от врагов. Также огненный сокол ограждает дом от зла, дурного глаза, помогает обрести семейное счастье.


Также воплощением бога Семаргла был и Финист (пламенный сокол битвы).
Как персонаж русских сказок, Финист Ясный Сокол, является чудесным супругом в облике сокола, тайно посещавшим возлюбленную. По одной из легенд его возлюбленная-богиня Леля . Она и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку.
Волшебное перо птицы Финиста Ясна Сокола обладает чудесными свойствами: оно не только помогает юноше-Финисту оборачиваться в сокола, но и убирает на его пути все преграды. Будь то непроходимая чаща, глубокая пропасть или огромное вражеское войско.


Каждая сказка-это великое наследие наших предков, через которую они пытались передать своим потомкам знания, технологии и достижения древней цивилизации. Сказа о Ясном Соколе не исключение-главная героиня отправляется за Ясным Соколом в тринадесятый (три на десяти) Чертог. Тринадцатый Чертог (созвездие) на Сварожьем круге-это Чертог Финиста. То есть проделала путь в другую солнечную систему на семи космических кораблях, с семью пересадками, износив по дороге семь пар железных сапог (обувь с искусственной гравитацией, для перемещения в космическом корабле) и изглодав семь железных хлебов (образ пищи космонавтов, которая хранится в металлической упаковке).


В славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в "Слове о полку Игореве". Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга, стоящий на страже границ Руси, мог оборачиваться соколом.
Ныне Финист Ясный Сокол является образом возрождения России, которая погружаясь в литературные корни верований своих предков пытается стать на ноги, обрести вновь духовную силу, творить благо дружбой, а не враждою. Светлая Россия, стремящаяся быть первой, живой, правящей во благо державой.


Материалы и инструменты:
-лист бумаги формата А3
-карандаш простой, ластик
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка для рук и кистей
-палитра

Ход мастер-класса:

Работу начнём с предварительного наброска простым карандашом. Находим середину листа и разделяем его на две части с помощью горизонтальной линии. Примерно по середине этой линии располагаем овал головы сокола.


Далее рисуем клюв и глаз птицы, и линии груди и спины сокола. Внешне предварительный рисунок нам напоминает предыдущею работу по рисованию кролика .


Затем работаем с цветом, нам понадобится розовый цвет. Его можно создать на палитре, всё зависит от имеющихся в наборе цветов, можно использовать и алый и рубиновый цвета-смешиваем с белым.
Розовым цветом используя мазки в горизонтальном направление покрываем практически всю поверхность работы, Неокрашенными оставляем-линию горизонта, облако (его силуэт рисуем сразу красками) и сокола, а так же самую нижнюю часть работы-там позже разместим линию земли с травами.


В самой верхней части рисунка с помощью синего цвета рисуем линию облаков.


Соединяем синий цвет с розовым фоном неба с помощью полусухой кисти, как бы растираем краску. Затем нижнее облако заполняем белым цветом, также мазки белого цвета добавляем и над самой линией горизонта, аккуратно соединяя их с розовым цветом. В облако вводим немного оттенков синего цвета, создавая тем самым голубые оттенки.


Теперь нам понадобится чистый алый или рубиновый цвет, который мы использовали для создания розового. Им мы нарисуем лес-он находится по ту сторону озера и отражается в нём.


В нижней части этим же цветом будем рисовать травы-используя приём "примакивания".


Травы рисуем из трёх ярусов-сначала красный, затем синий и чёрный цвет, нанося один слой цвета на другой.


Чёрным рисуем силуэты стволов деревьев.


Также чёрным рисуем веточки деревьев, и наносим красные тени на стволы. Далее используем в работе жёлтый цвет для клюва и глаза птицы, а белый для грудки сокола.


Снова работаем чёрным.


Ну и самая ответственная работа-это оперение птицы. Нам необходимо аккуратно соединить чёрный цвет с белым, работаем чистой кистью с водой (кисть моем часто) маленькими мазками-создаём различные оттенки серого цвета-имитируя пёрышки сокола. Клюв прорабатываем по такому же принципу, соединяем чёрный с жёлтым+немного мазочков белого цвета.
Похожие публикации