"Дворец памяти": описание методики для запоминания. Мнемотехника «дворец памяти» – научитесь воспроизводить информацию как гении Что представляет из себя Дворец памяти

Александр Лурия - советский психолог, коллега и друг Льва Выготского - в своей «Маленькой книжке о большой памяти» рассказал историю о таинственном гражданине Ш. Однажды этот Ш., молодой газетный репортёр, пришёл в лабораторию с жалобами на... феноменальную память. Он мгновенно запоминал даты, числа, места, имена - любые факты. Исследования показали, что памяти Ш. не было не только границ, но и «срока годности»: информацию, усвоенную однажды, он мог воспроизвести спустя десятилетия. Запечатление в памяти «носило непосредственный характер, и его механизмы сводились к тому, что Ш. либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов или цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы».

Джошуа Фоер . В 2005 году он в качестве журналиста освещал американский чемпионат по запоминанию, где восхитился способностью участников за ­небольшой промежуток времени запомнить порядок карт в хорошо перетасованной колоде. Всего год спустя Фоер умудрился стать победителем такого чемпионата, а историю своей подготовки к соревнованиям он впоследствии изложил в книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания». Объясняя, как работает наша память и как менялись подходы к её изучению, Фоер не только даёт ценные указания, связанные с так называемой гигиеной мозга, но и рассказывает о конкретных методиках, позволяющих запоминать больше и лучше.

Некоторые учёные, занимающиеся когнитивными исследованиями, утверждают: человек никогда ничего не забывает. Всё однажды увиденное, почувствованное или услышанное до конца жизни сохраняется в определённых «отсеках» мозга. Иными словами, проблема забывчивых людей не в плохой памяти, а в плохих навыках воспроизведения информации. Следовательно, учиться нужно не запоминать факты, а выуживать их из памяти. Хорошая новость: развить способность вспоминать можно. Пусть и в определённых пределах.

Лидеры чемпионата мира по запоминанию (World Memory Championships), который регулярно проводится аж с 1991 года, демонстрируют феноменальные результаты. Участники запоминают гигантское количество дат, лиц, чисел, стихотворных строчек, шокируя публику последующим точным воспроизведением. В своём интервью Джошуа Фоер - чемпион США по запоминанию - уверяет: ни у одного из участников нет сверхспособностей, а блестящие результаты - следствие тренировок, добиться этого может человек с самой заурядной памятью.

Мнемоническая техника «дворец памяти», о которой пойдёт речь, появилась ещё 2 500 лет назад в Древней Греции. Эту же методику неосознанно использовал таинственный гражданин Ш. (кстати, его настоящее имя - Соломон Шерешевский) и осознанно - нынешние участники чемпионатов по запоминанию.

Легенда о появлении этой методики могла бы ­послужить сюжетом для фильма Хичкока. Древнегреческого ­поэта Симонида позвали почитать стихи на большом празднике. Закончив выступление, поэт вышел на улицу, а несколько мгновений спустя свод здания, где проходили торжества, рухнул. Все, кто находился внутри, погиб. Жертвы были так изуродованы, что родственники не могли опознать тела и должным образом похоронить умерших. Единственным выжившим оказался Симонид, с которым, пока он наблюдал за убитыми горем людьми, случилось настоящее чудо. Постепенно в его памяти возникла панорама пиршественного зала до разрушения. Поэт стал брать родственников за руки и отводить к телам погибших. Проанализировав позже то, как проявлялась в памяти «картинка», Симонид описал первую мнемоническую технику. Правда, есть альтернативная легенда, в которой авторство методики приписывается Цицерону.

Метод «дворца памяти» строится на очень сильных ассоциативных связях, благодаря которым любое количество информации можно запомнить в нужном порядке.

Материалы


  • Свободное время .

  • Воображение (как можно более развитое) и концентрация внимания.

  • Информация , которую нужно запомнить.

Что делать

Представим, что вам нужно запомнить продукты, за которыми вас мама (жена, муж, директор фирмы и т. д.) послала в магазин. В список входят: яблоки, мармелад, молоко, творог, яйца, хлеб, майонез, сушки, зелёный чай.

1. Придумываем...

Для каждого пункта свою «комнату» - крючок, с помощью которого мы будем выуживать из памяти нужную информацию. Оптимально, если «комнаты» будут встроены в один «дворец» - все ассоциации связаны в одну историю. Ничего страшного, если она получится абсурдной.

2. Начинаем...

С традиционного сказочного зачина: «однажды», «в тридевятом царстве», «в далёкой-далёкой галактике».

3. Связываем...

Слова глаголами. Например, «желтки яиц взбивали в майонез». ­Если это кажется сложным, обратитесь за помощью к ближайшему «соседу» слова. Для «чая» это может быть «кипяток». А чтобы не использовать слово «кипяток», сделайте его вспыльчивым соседом Чая.

4. Экспериментируем:

«...потому господин Чай обладал странным зеленоватым цветом лица». Очень важно долго не раздумывать. Если ассоциации будут ­рождаться в результате длительных творческих мук, едва ли вы сможете воспроизвести эту цепочку в дальнейшем.

Итоговый рассказ с зашифрованным списком покупок может быть таким:

Однажды Исаак Ньютон прогуливался по саду, где росли раскидистые яблони. Спелый плод сорвался с ветки и упал прямо на голову учёному, что позволило ему открыть один из важнейших физических законов. К сожалению, очевидцем этого события была лишь корова с соседней фермы. Она так удивилась произошедшему, что на несколько дней перестала давать молоко. Сам того не зная, Исаак Ньютон лишил себя завтрака: по утрам он предпочитал есть свежий творог, сделанный на соседней ферме. Хорошо ещё, что падение яблока не увидели куры, поэтому яйца исправно продолжали поступать на кухню Ньютона. Но кухарка учёного так увлеклась, что перевела все яйца на приготовление майонеза. В итоге бедняге Ньютону пришлось завтракать несвежим мармеладом, который он закусывал хлебом, по твёрдости напоминавшим сушки. Единственным утешением был сладкий чай цвета травы, которую ела злополучная корова.

Если надо запомнить число

Методом «дворца памяти» можно запоминать и ряды чисел, присваивая каждому собственную ассоциацию. Так, например, номер телефона 2–12–85–06 (и более длинные ряды соответственно) можно удерживать в памяти с помощью историй вроде:
«Белоснежный лебедь (2) потерял дюжину (12) возлюбленных в бесконечности (8) переездов, которые возникали из-за отличников (5) труда, стремящихся перевести всех птиц в самый круглый (0) пруд города и закрыть круглый замочек (6) на птичьем домике».
Можно использовать даты (исторические или свои собственные). Например, пин-код от банковской карточки 5293 врежется в память как «за год до смерти Сталина, через год после моего рождения».

Если надо запомнить имя

Привязывать ассоциации можно следующим образом: имя Артур переводится как «медведь», поэтому всех Артуров запоминаем спящими в норе. Другой вариант - король за круглым столом. А вот Ольга - это княгиня, к которой послов лучше не отправлять.

Обложка: кадр из сериала «Теория Большого взрыва»
Фото и иллюстрации: BBC, Shutterstock
Авторы: Виталий Васянович, Анастасия Журба

В прошлом люди придавали совсем иное значение памяти. Запоминание было возведено в ранг науки и искусства. Прежде чем быть записанными, многие учения передавались из уст в уста на протяжении веков. Да и обычное для нас чтение про себя вошло в привычку не так давно. Раньше люди проговаривали то, что читали и это было единственным нормальным способом читать. В наш век избытка информации, заменой памяти стали компьютеры, гаджеты и другие внешние носители информации. Действительно, зачем нам память, когда есть ?

Но бывало ли с вами, что вы не могли вспомнить имена главных героев только что прочитанной книги?

Или вас поражала своей глубиной какая-то цитата, но воспроизвести ее по памяти не было никакой возможности? Оставалось только сокрушаться, как бы она пришлась к месту на вчерашней встрече.

Как не опозориться на конференции и вспомнить свою речь?

А как насчет подготовки к экзаменам? Неприятное занятие, не правда ли? Есть ли способ сделать его легче?

А что вы делали в прошлую среду?

Что позавчера ели на завтрак?

Как вы себя чувствуете когда вас просят рассказать о достопримечательностях того места, куда вы в последний раз ездили?

Конечно нет надобности помнить все — большинство окружающей нас информации — мусор. Но как отличить мусор от того, что важно, если память не работает? О чем говорить с друзьями? Как заинтересовать понравившегося человека?

Вот несколько простых методик для улучшения памяти.

1. Дворец памяти.

Этот метод задействует основной принцип мнемоники — вдумчивое кодирование. Каждый из нас до мелочей помнит хотя бы несколько близких его сердцу мест. Это может быть дом, в котором мы живем сейчас или жили в детстве, дом бабушки и дедушки, городская улица, парк, дорога до работы, любимый музей и т.д. Мы можем воспроизвести по памяти все уголки этих мест, поэтому эти места идеально подходят для того, чтобы быть так называемыми дворцами памяти. Суть метода — сначала мысленно воссоздать пространство, которое вы хорошо знаете, а затем начинить его тем, что вы хотите запомнить, расположив каждую вещь на определенном месте. Когда потребуется извлечь эту информацию, нужно просто прогуляться по дворцу памяти, встречая на своем пути помещенные туда предметы и образы.

Важно отметить, что чем необычнее будет образ, тем легче он запомнится. Любую скучную вещь, которую нужно запомнить, нужно превратить в нечто яркое, удивительное и непохожее на все виденное ранее, так что ее просто невозможно будет забыть.

Данный метод идеально подходит для запоминания хронологии событий, представителей исторических династий, разного рода списков, новых знакомых на многолюдной вечеринке.

2. Эффективное запоминание стихотворений и дословное запоминание текстов.

К сожалению, запоминание слов - это именно то, к чему наш мозг плохо приспособлен. И в данном случае использование только одного метода дворца памяти не будет эффективным, так как крайне сложно подобрать устойчивые образы для таких абстрактных понятий, как, скажем, эмпатия. Также сложно визуализировать предлоги, местоимения и знаки препинания. Но чтобы выучить стихотворение, нужно запомнить каждое слово, которое оно содержит. Выход — выработать систему изображений для предлогов, местоимений и знаков препинания, а абстрактные незапоминающиеся слова разбивать на слога, каждый из которых будет иметь свой символ. Например, слово эмпатия можно представить как Эмму Томпсон (эм), танцующую на вечеринке (пати).

3. «Главная система» для запоминания цифр.

Система изобретена еще в 17 веке искусствоведом Иоганном Винкельманом , однако мнемоники ее используют и по сей день, запоминая числовые ряды, состоящие из сотен, а то и тысячи цифр. Суть — трансформировать цифры в фонетические звуки, а звуки — превратить в слова, получив образы для своего дворца памяти. Например, число 3 похоже на перевёрнутую букву М, 8 — на Ф и так далее на ваше усмотрение (главное, запомнить соответствия). Тогда, например, число 3826 (МФНБ) можно представить как «МатФея, смотрящего на НеБо». Суть та же и для более сложных числовых последовательностей.

4. Интеллект-карты.

Данное направление активно продвигает мнемоник и, по совместительству, успешный коммерсант Тони Бьюзен . Для создания собственной карты вам понадобится лист бумаги и цветные фломастеры. Суть системы — человек создает мысленную карту, рисуя линии от главных идей к второстепенным, далее разветвляясь к третьестепенным и т. д. Идеи формулируются несколькими словами и по возможности иллюстрируются образами. Получается нечто похожее на цветную паутину ассоциаций. И поскольку эта схема наполнена цветными образами, расположенными по порядку на одной странице, она функционирует как дворец памяти, перенесенный на бумагу.

Данный метод особенно хорошо подходит для конспектирования лекций, разбора сложных запутанных вопросов, так как требует осознанного подхода к информации.

Человеческий мозг эволюционировал в процессе естественного отбора в условиях, совершенно отличных от тех, в которых мы живем сегодня. Потребности наших древних предков — охотников и собирателей сформировали тот мозг, которым мы пользуемся в нашу информационную эру. Вот почему всем нам легче дается запоминание зрительных образов и пространств, чем цифр и абстрактных категорий.

По сути, все техники запоминания основываются на том факте, что наш мозг не всю информацию запоминает одинаково хорошо. Преобразовывая ту информацию, которую наш мозг сохраняет с трудом, в ту, для хранения которой он был предназначен, можно значительно улучшить свою память.

С другой стороны, возникает вопрос — зачем же развивать свою память в век гаджетов, способных хранить ? Ответ — хотя бы для того, чтобы быть более внимательным к миру вокруг и не потерять себя в нем, связывать понятия, генерировать новые идеи и создавать произведения искусства. Ведь наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть.

По материалам книги «Эйнштейн гуляет по Луне «. Автор Джошуа Фоер

Купить книгу у наших партнеров —>

«Память у меня превосходная, но короткая.»

Из всех риторических вопросов, которые мы часто себе задаем, самый распространенный: «Ну как же я мог / могла забыть?». В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с огромным количеством информации как полезной, так и абсолютно нам неинтересной, и когда дело доходит до запоминания тех или иных событий, фактов или просто слов при изучении иностранного языка, наша «операционная система» может дать сбой. Как гласит аксиома Лео Бейзера: «Закладывая что-то в память ЭВМ, помните, куда вы это положили». Научиться справляться с подобной проблемой, а именно со стиранием тех или иных понятий из нашей памяти, нам поможет The Memory Palace Technique (Техника «Дворца Памяти»). Данной техникой очень просто овладеть, она не требует особых способностей. Разработали её древние греки и использовали для запоминания своих публичных выступлений, так что полезна она будет как для будущих ораторов, так и для тех, кто просто не может запомнить содержание элементарного списка необходимых покупок.

Итак, давайте разберемся, как же это работает?

Всё, что нам понадобится при использовании данной техники, это:

  • Хорошо знакомое место (familiar place ).
  • Богатое воображение (vivid imagination ).

Шаг 1. Вам необходимо выбрать так называемый memory palace («дворец памяти»), то есть, то место, которое вы мысленно (in your mind’s eye ) сможете описать в подробностях (picture vividly ), как например, ваш дом, квартира или место работы. Желательно, чтобы в выбранном вами «дворце» было как можно больше комнат.

Шаг 2. Создайте определенный маршрут (chart a specific route ) передвижения по каждому из уголков (through every nook and cranny ) выбранного вами «дворца». Мысленно представьте, как вы несколько раз проходите по каждой из комнат в определенном порядке. Всегда строго следуйте одному и тому же намеченному маршруту.

Шаг 3. Проходите по каждой из комнат в одном и том же направлении, например, слева направо. Запоминайте все предметы (features ), которые находятся в данной комнате и встречаются у вас на пути, например, письменный стол, светильник, корзина для мусора, шкаф или картина. Представьте каждый из этих предметов в качестве «ячейки» для запоминания (as a “memory slot” ).

Шаг 4. Найдите ассоциацию (associate ) для факта или понятия, которое вы хотите запомнить, с одним из предметов в каждой комнате «дворца памяти». Расположите (locate ) их на своем маршруте в том порядке, в котором вы желаете их запомнить. Чем абсурднее, смешнее и даже глупее будут ваши ассоциации, тем лучше будут они запоминаться – это факт! Преувеличение (exaggerate images ) также поспособствует (aid in ) процессу вспоминания (recall process ). Например (for instance ), если вам необходимо купить яблоки, представьте, что одно из ваших домашних растений просто увешано килограммами крупных отборных яблок.

Шаг 5. Начните ваш маршрут с самого начала и посетите каждую комнату, отмечая каждый предмет в ней по очереди, чтобы легко и быстро вспомнить всю ту информацию (to readily recall the information ), которую вам необходимо было запечатлеть в своей памяти. И совсем скоро люди станут замечать и подчеркивать, что у вас превосходная память.

Каковы же преимущества данной техники запоминания, а главное, хранения информации в нашей памяти?

  1. Прежде всего, вам больше не нужно ничего записывать. С помощью the Memory Palace Technique вы можете не составлять список необходимых покупок перед походом в магазин. Большинство из нас, думаю, согласятся со мной, что, даже если мы взяли с собой в магазин этот спасительный список, а не оставили его беспечно лежать там, где мы его составляли (что также случается довольно часто!), нам постоянно приходится в него заглядывать, ведь как только мы убираем его в карман или сумку, то сразу же забываем его содержание.
  2. Мы можем мысленно планировать, а главное, запоминать, что нам необходимо сделать сегодня, завтра, на следующей неделе и т. д., даже находясь на беговой дорожке в спортзале.
  3. Если вы готовите публичное выступление или презентацию, то и здесь данная система будет незаменима, так как вы сможете с легкостью запомнить все ключевые моменты своей речи и даже воспроизвести их в произвольном порядке. Собственно с этой целью древние греки и создали данную технику.
  4. Для того чтобы запомнить новые иностранные слова, необязательно (а точнее, неэффективно) их монотонно зубрить, используйте ассоциации. Ваше воображение поможет иностранному слову самому подсказать вам ключевой образ, который затем вы разместите в месте, логически соответствующем значению слова на вашем родном языке. А затем для связки ключевого слова и места, представьте себе какую-нибудь яркую картинку. Например, запоминая слово dresser (комод, шкаф), представьте, что шкаф стоит в вашей спальне, где вы одеваетесь (get dressed dresser ). Или представьте тот же комод, набитый прекрасными dresses – платьями, по аналогии dress dresser .
  5. Наконец, вам не составит труда запомнить любой список тех или иных понятий (например, при подготовке к экзаменам), а затем даже через продолжительный период времени без труда вспомнить его в полном составе.

The Memory Palace Technique также известна под такими названиями, как The Loci System (/ˈloʊˌsaɪ / множ. число от лат. “locus ” – место) или the Method of Loci (Метод Локи). По сути это одно и то же, единственное отличие состоит в том, что здесь нам не нужен «дворец», вместо него используется определенный маршрут передвижения, например, посещение достопримечательностей или каких-либо других интересных, а главное хорошо знакомых вам мест. А во всём остальном всё также: следуя по маршруту, нам необходимо найти ассоциации между местом и той информацией, фактом, понятием, которое мы хотели бы запомнить.

От теории к практике. Итак, как же используется данная техника в реальной жизни, и каких результатов она помогает достигнуть? Об этом нам поведует Энди Бэлл, который стал победителем мирового чемпионата по запоминанию в 2002 году.

How to train your memory

  • Neural /ˈnjʊərəl / pathway – нейронный проводящий путь.
  • A route /ˈru:t, ˈraʊt / - маршрут, курс, путь.
  • Brain cells – клетки мозга.
  • To retrieve /rɪˈtri:v / facts – извлекать факты из памяти, вспоминать.
  • To trigger /ˈtrɪgɚ / (the same pathway ) – вызывать; запускать; провоцировать.
  • To recall the exact position – вспомнить точное расположение / номер.
  • A deck (of cards ) – колода карт.
  • To shuffle (cards ) – тасовать карты.
  • Literally – буквально, точно.
  • In rapid succession /ˈræpəd səkˈsɛʃən / – в быстрой последовательности.
  • To be up – закончиться.
  • Referee /ˌrɛfəˈri: / - судья.
  • At random – наугад, вслепую.
  • Six of spades – шестерка пик.
  • Queen of hearts – дама червей.
  • Ten of diamonds – десятка бубен.
  • King of diamonds – бубновый король.
  • The ace of hearts – туз червей.
  • Jack of clubs – трефовый валет.
  • No matter – неважно, не имеет значения.
  • To father – создавать, придумывать; изобретать.
  • Memory technique – техника запоминания.
  • Landmark – достопримечательность, ориентир; заметный объект на местности.
  • To establish (a route ) – создавать; организовывать.
  • A saw /ˈsɑ: / – пила.
  • Cast of characters – действующие персонажи.
  • Conventionally /kənˈvɛnʃənl̟i / – условно; традиционно, обычно.
  • Location – участок, местоположение, определение места.
  • Advantage – преимущество.
  • Astonishing /əˈstɑ:nɪʃɪŋ / fits of memory – удивительные свойства / проявления памяти.

“It’s one thing to fill your brain with facts, it’s quite another thing though to remember them. So how do we do it? Well, memorizing something is rather like what happens when we set up a line of dominoes. When we commit a fact of memory we create a neural pathway to it – a route of connecting brain cells to whatever that memory’s stored in our brain and to retrieve those facts all we have to do is to trigger the same pathway back to them. It sounds easy, and for some people at least it really is. This is Andi Bell. In 2002 he was crowned World Memory Champion. But just how good is he? Today we’ve set him a test: he is going to try to recall the exact position of every single card in ten whole decks . That’s 520 cards that have been shuffled by us. And he’s only got 20 minutes to look at them. Andi has developed a special technique which allows him to remember literally thousands of items in rapid succession . The twenty minutes are up . Can Andi remember the position of the cards our referee selects at random ?

- So deck #1 the very first card you saw?

- First card was the six of spades .

- The same deck card #23?

- The twenty third card was the queen of hearts .

- Deck 2, card #27?

- Ten of diamonds .

No matter how many cards we fathered him: “That was the king of diamonds ”, – Andi remembered them perfectly: “48th card was the ace of hearts ”. In fact, Andi is able to recall all 520 cards: “Jack of clubs ”, – every one correct and in a right order: “Queen of spades ”. So, what’s his secret?

Before he even sits down with a deck of cards Andi uses his memory technique . He takes a walk round London visiting a series of landmarks in a particular order. Number 1 might be the Houses of Parliament and number 2 – Westminster Bridge. He walks the route several times to establish it in his mind. But that’s just the first stage, the second is putting his imagination to work.

- When I memorize a deck of cards I turn each card into a picture and this is a colorful animal or object that I’ve learned to associate with that particular card.

The jack of clubs becomes a little bear, the nine of diamonds – a saw , and the two of spades – a pineapple. Then Andi puts the two stages together – in his mind he imagines walking around London on his route and when he passes the Houses of Parliament he imagines the little bear with the saw and pineapple. Andi creates a journey in his mind with this cast of characters .

- As a child I had conventionally good memory. But once you learn a technique, like the location method I use, it takes everything beyond what you could possibly do naturally.

Scientists have discovered that our mind is better at remembering a route between the locations then it is at remembering unconnected facts and figures.

- I think I have the same mental equipment as everybody else. So, it’s something anybody can do.

When we use simple stories to memorize facts we’re creating several pathways to where those memories are formed in the brain. It’s as if instead of lining up one set of dominoes we are setting up several. The reason we often have difficulties at retrieving our memory is because one neural pathway can easily get broken. But by having several different pathways to our memory it means that if one doesn’t manage to reach it, another one will. That’s the advantage of the story technique. It creates lots of neural pathways in our brain and all our brains can work in this way which is why everyone can use this method. By using a story to memorize facts we all have the potential to perform astonishing fits of memory .”

Как мы узнали, The Memory Palace Technique поможет нам запомнить любую информацию (факты, понятия, иностранные слова), а при особом усердии, даже сделать из нас чемпиона по запоминанию. Данная техника не является сложной и не требует особых способностей, каждый из нас сможет найти ей применение и затем пожинать плоды удивительных проявлений человеческой памяти. А в заключение данной статьи, я выбрала несколько английских Memory Idioms , которые являются эквивалентами выражений, часто используемых нами в повседневной жизни:

  • Haven’t a clue – не иметь никакого представления (о чём-либо).

    I haven’t a clue what the capital of Ukraine is. Can you help me?

  • Slip one"s mind – вылететь из головы; забыть что-либо.

    I was going to call you but I"m afraid it completely slipped my mind.

  • You “can"t make head nor tail” of smth – не можете что-то понять.

    I"m trying to assemble this IKEA table and I can"t make head nor tail of the instructions.

  • Lose one’s train of thoughts – потерять ход мысли; забыть, о чём только что говорили.

    “Sorry, I’ve lost my train of thoughts. What was I saying?”

  • On the tip of one"s tongue – на языке вертится.

    What"s that man’s name again? It"s on the tip of my tongue.

  • Beats me! – Ума не приложу! Без понятия!

    It beats me why this coffee machine won’t work. Everything appears OK with it.

  • Rack one’s brain – голову ломать.

    I"ve been racking my brain trying to remember the name of that film we saw last week.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

У вас бывает такое чувство, будто вы забыли что-то очень важное? Возможно, имя нового коллеги или местонахождение зоомагазина, или, скажем, какие-то детали, связанные с работой. Ничего страшного! Метод пространственной мнемоники, который часто называют «дворец памяти» - это проверенная временем техника запоминания поистине удивительного количества информации.

Если бы вам нужно было придать своей памяти физическую форму, что бы это было? Похожа ли ваша память на шкаф для хранения документов, где все, что вы когда-либо видели или слышали, тщательно разложено по полочкам с перекрестной нумерацией для легкого доступа? Или она скорее похожа на слегка протекающее ведро, то есть вы можете удерживать информацию в памяти непродолжительное время, но если ее не освежать, то в конечном итоге она исчезнет. Не огорчайтесь, если второй вариант ближе к реальности, чем первый. Это касается большинства из нас. И на самом деле, это очень интересно, разобраться, как именно воспоминания исчезают, теряются или трансформируются со временем.

Как вы могли видеть в телесериале «Шерлок», есть особый способ использования нашей памяти, который может значительно увеличить эффективность запоминания. «Дворец памяти» (или «чертоги разума»), или метод локусов – это мнемоническое устройство, которое преобразует любую физическую локацию в удобное для навигации хранилище информации. Разумеется, этот метод изобрел не Бенедикт Камбербертч, даже не сам сэр Артур Конан Дойл. На самом деле, в оригинале персонаж Шерлока Холмса не отличался особенно хорошей памятью. В «Этюде в багровых тонах», первом рассказе о Холмсе, он даже забыл, что Земля вращается вокруг Солнца. Нет, «дворец памяти» уходит корнями в Древнюю Грецию.

Согласно довольно мрачной истории, рассказанной легендарным римским государственным деятелем Цицероном, этот метод был разработан греческим поэтом Симонидом после одного торжественного ужина, который прошел настолько плохо, насколько это вообще возможно. Прежде всего, богатый хозяин оскорбительно отозвался о поэме Симонида, а позже, как будто все было еще недостаточно плохо, обвалилась крыша и раздавила всех гостей, за исключением самого Симонида, да так, что их невозможно было узнать. Поэту повезло – его загадочным образом кто-то вызвал из помещения незадолго до катастрофы. Симонид смог помочь с идентификацией тел. Вспомнив, где сидел каждый из гостей, он сумел сделать так, что скорбящие семьи получили останки своих близких. А затем он понял, что может использовать этот пространственный метод, чтобы запоминать и менее болезненную информацию.

В фильме «Шерлок» метод «дворца памяти» принимает форму воображаемого состояния, которое не имеет пространственного смысла. Холмс использует его только для хранения воспоминаний. Если вы начнете строить свой «дворец памяти», вам придется действовать иначе. На самом деле, очень важно, чтобы выбранное вами место было не просто реальным – оно должно быть очень хорошо вам знакомо. Ваш собственный дом или офис, или даже маршрут, которым вы добираетесь каждый день до места работы – отличный выбор. Вы уже сделали свой? Вот как это работает.

Предположим, у вас имеется огромный список поручений, которые нужно выполнить сегодня, и вы боитесь, что забудете что-нибудь. Вам нужно пройтись по магазинам, забрать вещи из химчистки, сменить масло в автомобиле, найти подарок ко дню рождения друга и отвести кота к ветеринару. Конечно, можно было бы все записать, но зачем тратить зря бумагу?

Вместо этого просто представьте в деталях расположение вашего дома. Вообразите, что входите в подъезд и идете по лестнице к входной двери. Когда вы вынимаете свои ключи, вы замечаете пару пакетов с продуктами, которые катаются во дворе на детских качелях (чем глупее ваша выдумка, тем более вероятно, что вы все запомните). Вы входите в квартиру и останавливаетесь в прихожей, когда внезапно наталкиваетесь на стопку свежевыглаженных костюмов. Продвигаясь мимо них, вы входите в гостиную, где ваша машина отдыхает в детском бассейне, полном черного смазочного масла. А проходя мимо ванной комнаты, вы вдруг слышите мелодию «Happy Birthday to you». Заглянув вовнутрь, вы видите, кто кто-то заменил занавеску в душе оберточной бумагой. Наконец, вы добираетесь до кухни, а там – кот, сидящий за столом с термометром во рту. «Я на самом деле теперь чувствую себя прекрасно», – говорит он вам с благодарностью.

Суть в том, что вы хорошо знаете планировку своего жилища, и вам не нужно слишком много думать, чтобы вообразить ее. Таким образом, вы легко сможете представить себе изменения, которые сами мысленно наметите. Это будет не просто список, а список, оживленный экзотическими деталями и привязанный к твердой реальности.

Такая комбинация позволяет легко добавлять дополнительные элементы и более подробную информацию по мере необходимости. Например, вы могли бы войти в ванную комнату своего «дворца памяти», чтобы узнать подробности по поводу дня рождения. Возможно, вы добавите динозавра, сражающегося с Люком Скайуокером на туалетной бумаге, чтобы напомнить себе о двух самых больших увлечениях вашей дочери, или оставить кучу носков в душе… одним словом, не сдерживайте свою фантазию. Хотя этот путь может поначалу показаться вам слишком извилистым, дворцы памяти работают, это проверено. Нам ведь не раз приходилось удивляться, как Камбербертч запоминает свои тексты.

Большинство людей замечают за собой, что они быстро забывают полученную информацию. Это положение не безнадежно, можно развить свою память, но для этого необходимо потрудиться. Одна из развивающих методик - «дворец памяти» - появилась около 2 500 лет назад. Популярна она и сегодня.

Как возникла методика «дворец памяти»?

Сегодня эта мнемоническая техника имеет множество сторонников, считается, что местом ее зарождения стала Древняя Греция. Некоторые источники приписывают авторство методики Цицерону, но есть и более экзотическая история, в которой Соломон Шерешевский подсознательно воспользовался этим способом. Он был поэтом и читал стихи на празднике, а после его ухода рухнул свод здания, оставив под собой множество жертв. Даже родственники не могли их опознать.

В это время в сознании Соломона начала восстанавливаться полная картина праздника до всего случившегося, он вспомнил все до мелочей и смог указать родственникам на погибших близких. Когда же Соломон проанализировал, каким образом в его памяти проявлялась вся картинка, он смог описать первую мнемоническую технику. На самом деле ее, возможно, успешно применяли и другие люди еще раньше, но информации об этом не осталось.

Что представляет собой методика на практике

Риччи за 10 лет смог выучить китайский язык и хорошо ориентировался в разных диалектах. У него была репутация ученого и мудрого человека. Кроме того что он имел блестящее образование, хорошо владел принципами мнемотехники. Он обучал и китайцев. «Дворец памяти» он строил в зависимости от объема материала, который нужно было освоить и запомнить. Когда информация была особо сложной, он выстраивал здание, которое могло состоять из других помещений разной высоты и величины, но они были соединены между собой логическими связями.

Если учесть, что все эти сооружения возводились в воображении, а использовались в реальной жизни, то можно только догадываться о его уровне совершенства и мастерства в мнемотехнике. В своей практике Риччи допускал использование не только дворцов, но и беседок, общественных зданий и даже храмов, если ассоциации с ними были яркими.

Маттео Риччи благодаря своим способностям смог сдать экзамен и получить в Китае высокую государственную должность - до этого ни один европеец не смог сделать подобное. В экзамен входили произведения китайской поэзии и классики. Лишь 1 % людей сдавал такой экзамен.

Он учил образы и понятия помещать в дворцы, а китайцы успешно использовали эту методику.

Труд Дж. Спенса

Джонатан Спенс - йельский историк - выдал несколько трудов и монографий, среди которых «Дворец памяти Маттео Риччи». В книге описаны сложные мнемонические схемы, которыми пользовался Маттео. И те, при помощи которых он выстраивал свой «дворец памяти». Книга эта есть только в оригинале и не переведена на русский язык. В ней описан основной принцип работы.

Нужно представить, будто входишь в большой дом и видишь комнату, в которой стоят книжные полки и столы. На каждой поверхности в комнате нужно оставить свои воспоминания, пока все места не будут заполнены. Теперь можно переходить в другую комнату, вызывать актуальные воспоминания, снова возвращаться назад тем же путем и активизировать оставленные идеи.

Насколько реально освоить технику «дворец памяти»

В примитивном виде люди используют мнемонические техники в реальной жизни, даже не догадываясь об этом. Когда идут за чем-то в комнату, а придя, не помнят, что хотели, тогда они возвращаются обратно и восстанавливают картинку, вспоминая, что им было нужно. Это работает, но методика «дворец памяти» подходит не всем. Человек с творческим потенциалом и развитым воображением может успешно освоить эти механизмы.

Если с фантазией есть проблемы, то можно использовать простые мнемонические системы, которые помогают развивать память. Их достаточно для того, чтобы успешно и планомерно работать над собой.

Похожие публикации