Молдавский праздник весны. Что значит символ Мэрцишора? Так откуда взялся праздник Мэрцишор и Мартеница

Когда проводится этот праздник? Праздник Мэрцишор в Молдавии и Румынии отмечается 1 марта, в 2020 году дата выпадает на пятницу.

Он посвящен встрече весны. Считается, что праздник появился еще во времена Римской империи, когда 1 марта люди встречали Новый год.

В наше время в Молдавии в начале весны проводится музыкальный фестиваль «Мэрцишор».

История праздника – легенда о Мэрцишоре

До наших ней сохранилось немало легенд о Мэрцишоре. Как рассказывает одна из них, в этот день на лесную поляну вышла красавица Весна. Она увидела в зарослях терновника пробивающийся из-под снега первоцвет и решила расчистить землю, чтобы освободить его от колючих веток.

Но Зима вызвала холодный ветер со снегом, чтобы они уничтожили цветок. Он поник, и Весна накрыла его руками. Она поранилась терновником, и капля ее крови упала на цветок, который ожил. Так Весна победила Зиму.

По другой старинной легенде о Мэрцишоре однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Она веселилась и танцевала, а вместе с ней расцветала природа. Но девушку украл и закрыл в своем дворце злой Змей, после чего весь мир погрузился в уныние.

Спасти девушку решил смелый юноша, который вызвал Змея на бой. Их сражение длилось несколько дней и ночей. Юноша одержал победу и освободил Солнце. Оно снова засияло в небе, и природа ожила. Но юноша умер от ран.

Там, где капли его крови упали на снег, появились подснежники – вестники весны – и цветы, белые лепестки которых усыпаны алыми, как кровь, пятнышками…

В Молдавии на праздник Мэрцишор люди дарят друг другу небольшие амулеты, которые также называют мэрцишорами. Обычно такие сувениры представляют собой шарики, кружочки или бутоны цветков. Они сочетают белый и красный цвета.

Такие амулеты носят на одежде, пришивая к ней или пристёгивая на левой стороне груди возле сердца, в течение месяца, а 31 марта развешивают на цветущих фруктовых деревьях.

Люди уверены, что благодаря этому им будет сопутствовать удача в течение года. Согласно поверью, вешая на такой амулет на дерево, нужно загадать заветное желание, и оно обязательно исполнится.

Известно, что подобные сувениры изготавливали с незапамятных времен. В старину их делали из маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвета, и носили на шее.

Многие обычаи соблюдаются и поныне. И в наши дни, встречая весну, люди рассказывают друг другу легенду о Мэрцишоре, накрывают праздничный стол и дарят друг другу красивые сувениры.

В Румынии, в Молдове и некоторых других странах существует один прекрасный весенний обычай, который возник на основе легенды со времен даков (предки румынского народа, кторые жили до того, как Римская империя завоевала территорию современной южной Румынии) . Первого марта все люди дарят своим любимым или родным и близким небольшой подарочек - Марцишор. Это два шелковых шнурочка с кисточками на концах, сплетенные вместе (один должен быть белого, а второй красного цвета) и какое-то украшение: цветок (чаще всего это - подснежник) , сердечко или что-нибудь другое. Таким образом люди отмечают приход весны, считая первое марта своеобразным праздником весны и любви.
А сама легенда про Марцишор звучит следующим образом.
Однажды Солнце спустилось в одном селе в виде молодого человека, чтобы немного повеселиться на танцах. Злой Змей долго сторожил его, а потом выкрал среди людей и закрыл в своем дворце. Мир загрустил. Птицы перестали петь, источники перестали течь и звенеть, а дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в печаль и уныние. И никто из жителей не посмел бороться со страшным Змеем.
Но нашелся один смелый юноша, который вызвался пойти и спасти Солнце. Многие люди снаряжали его в дорогу и давали ему свою силу, чтоб он мог побороть Змея и освободить Солнце. Путешествие продолжалось три времени года - все лето, всю осень и всю зиму. Нашел парень дворец Змея, и начался бой.
Боролись они целыми днями до тех пор, пока юноша не победил Змея. Обессиленный и раненый, юноша освободил Солнце. Оно поднялось на небо, развеселив весь мир. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала из раны и текла на снег. Там, где снег таял, вырастали белые цветочки - подснежники, вестники весны. Последняя капля крови упала на белый снег. Умер мужественный юноша.
С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный. Они дарят их девушкам, которых любят, или близким и родным. Красный цвет обозначает любовь ко всему прекрасному, напоминая цвет крови юноши. Белый цвет символизирует здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

***
Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на прогалинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

История Мэрцишора остается загадкой. Утверждается, что этот праздник возник во времена Римской Империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца Марса. Он был не только богом войны, но и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.

Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного Мэрцишора, существовали почти 8 тыс. лет назад. Тогда маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвет, носили на шее. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине Мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити. Это украшение любили дети, а девушки носили первые 12 дней весны, а потом вплетали в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали, свежую овечью брынзу.

Традиции национальных праздников народов мира по обыкновению уходят корнями в глубокое прошлое и складываются на протяжении многих столетий.

В основе одних из них лежат исторические события, других – легенды, передаваемые из уст в уста. В молдавском же национальном празднике Мэрцишор (martisor) история переплетается с несколькими легендами, возникшими в глубокой древности, когда люди олицетворяли силы природы.

Согласно одной из них Мэрцишор символизирует обновление - победу Весны над лютой Зимой. Красавица – Весна в первый день своего царствования вышла на опушку леса, увидела в кустах терновника пробивающийся из-под снега Гиочел (подснежник) и решила освободить его от зимних пут. Но Зима, не желая уступать свои владения, наслала злые морозы с намерением погубить нежный цветок. Когда Весна наклонилась, чтобы согреть его своим теплом и спасти, то укололась о шипы терновника. Капля горячей крови коснулась подснежника, он набрался силы, ожил, и Весна вступила в свои права.

Другая легенда повествует, что Змей украл Солнце, спустившееся на землю в образе прекрасной девушки, после чего наступила тьма, уныние и холод. Смелый юноша освободил Солнце, которое осветило мир и согрело землю, подарив людям радость. Но в сражении со Змием юноша был ранен. На месте, где капли его крови падали на снег, вырастали белые цветы – подснежники, предвестники весны. В благодарность за спасение талисманом его памяти стал красно-белый Мэрцишор.

История по-своему трактует истоки праздника, но подтверждает его древнее происхождение времён Римской империи. Археологи при раскопках обнаружили камешки красного и белого цвета, которые носили на шее ещё 8 тысяч лет назад.

Современные мэрцишоры представляют собой две красно-белые нити, сплетённые воедино, с цветками на концах. Различной формы и размера они изготавливаются искусными мастерицами по всей стране именно к 1 марта и олицетворяют приход весны. Люди дарят друг другу мэрцишоры в знак признательности с пожеланиями исполнения желаний и носят прикреплёнными к одежде на правой стороне груди весь март. В конце месяца по традиции мэрцишор вешают на цветущее дерево, загадав при этом желание, которое по поверью обязательно исполнится.

Национальный праздник Мэрцишор породил ещё одну добрую традицию проводить в стране в первые дни марта музыкальный фестиваль с одноимённым названием, который в наши дни приобрёл статус международного. В Молдову приезжает большое количество гостей из многих государств. С 1 по 10 марта в рамках фестиваля во всех залах и театрах Кишинёва проходят концерты с выступлением артистов различных жаров и музыкальных направлений.

Жители Молдовы гостеприимно принимают всех, кто желает прикоснуться к национальным молдавским традициям и участвовать в празднике «Мэрцишор», внося свой вклад в развитие дружбы между народами мира.

Есть в Молдавии, Румынии и Болгарии замечательный праздник встречать Весну, даря символ Мэрцишора: красно-белые помпончики, или цветочки и прочие узоры.

Их вешают др. другу на одежду с пожеланиями счастья, люди загадывают желания и носят мэрцишоры весь март, а с приходом апреля - вешают на ветку цветущего дерева. И тогда желание непременно сбудется!

Румыны и молдоване празднуют Мэрцишор , а у болгар этот праздник называется Мартеница (или Баба Марта). В эти праздники готовится национальная кухня и все прикалывают к одежде красно-белое украшение, которое называется одноимённо празднику - мэрцишор, либо мартеница.

Вот как это у болгар:

Мартеницу принято носить до тех пор, пока не увидишь аиста, ласточку или цветущее фруктовое деревце. Завидев аиста, ласточку или цветущее деревце, каждый снимал свою мартеницу. Некоторые клали ее под камень, и спустя девять дней смотрели, что под ним появилось. Если там поселялись муравьи, то год будет богат на овец, если же там находились другие, более крупные насекомые - на коров и другой крупный скот. Поэтому в некоторых местах мартеница получила имя «гадалушка». Другие же привязывали мартеницу на зацветшую сливу, яблоню, или же на розовый куст, чтобы быть белыми, красными, красивыми и здоровыми в году. Третьи же бросали мартеницу в воду, чтобы жизнь их шла по воде и чтобы исчезло все плохое. В других местах подкидывали мартеницу к солнцу, приговаривая: «Вот тебе красное, дай мне белое».
Первые мартеницы были только из двух ниток: красной и белой. Но в последствии, народное чувство красоты создало оригинальное творчество, названное мартеница. Стали добавлять бусинки, изображать различные фигуры из ниток, появились разнообразные добавки к ним: неповторимые куклы “Пижо и Пенда”.

Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.

А вот как у молдован и румын:

Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечей брынзы).

Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.
В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году.
В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым»

В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году .

Помню в школе каждый год мы рисовали стенгазету с рассказом о легенде Мэрцишора. Их несколько вариаций. Собственна вариации в том, что белый означает - то снежинку, то Гиочел - подснежник. А красный- это алая кровь Весны, которую зима, не желая уходить, с досады ранит оскольком льда.

Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Еще одна легенда, по своей сути ближе к молдавскому фольклору. Давным-давно с незапамятных времен появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел(подснежник). Цветок появлялся, когда солнце впервые пронзало золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького и хрупкого Геочела оберегала от стужи заботливая и добрая волшебница Весна. Об маленьком цветке прослышал злобный вихрь Кривэц, вырвал он из земли колючий шиповник и швырнул его с досадой в Весну, уколов ее мизинец. Брызнула горячая кровь на землю и обагрила нежные и белые лепестки Гиочела. Возвращая с каждой капелькой крови к жизни этот хрупкий цветок. В этот момент цветок возвестил всем о приходе весны.

Красивые легенды...До сих пор их люблю!


Пентру Тине!!! (Для тебя)

Похожие публикации