Обучение пациента здоровому образу жизни. Формирование здорового образа жизни населения. Понятия здорового образа жизни и его проблемы

Процесс обучения основам здорового образа жизни происходит в учебно-воспитательной среде. Варианты формирования здорового образа жизни могут быть разными. Ребенок должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым.

Содержание всех проводимых мероприятий по обучению основам здорового образа жизни воплощается через такие организационные формы как учения, игры, тренинги. Программа во многом основывается на программе учебной дисциплины «основы безопасности жизни», но акценты в ней делаются на внеклассную деятельность. Результатом целенаправленной работы по программе должны стать навыки осторожного, разумного, адекватного поведения, которые позволят максимально для конкретных условий обеспечить нормальное состояние организма учащихся.

Механизмы реализации данных программ строятся как педагогические, психологические, медицинские технологии. Их единство состоит в в формировании у младших школьников культуры здорового образа жизни. Вместе с тем, своеобразие данных технологий заключается в специфике форм, методик и приемов.

Педагогические технологии, модели строятся на основе игр, дискуссий, исследований. В инновационной деятельности можно использовать социально-психологический тренинг, деловые игры, психодиагностики. Все это является элементами психологических технологий. В формировании норм, правил, убеждений о том, как необходимо заботиться о своем здоровье важно использовать фитотерапию, физиотерапию, закаливание, массаж и т.д.

Все эти технологии, имеют педагогическую основу, т.к. реализуются в образовательном процессе и мероприятия по формированию культуры ЗОЖ носят обучающий и воспитательный характер. Механизмом реализации программ является просветительская работа, а средствами - издание газет, листовок, плакатов и их дальнейшее распространение. Так же реализуются программы путем вовлечения всех участников учебно-воспитательного процесса в здоровьесберегающие технологии: учителей, учащихся, родителей. Для внедрения здоровьесберегающих технологий привлекаются специалисты из различных областей профессиональной деятельности: врачи, психологи, социологи, спортивные тренеры. Информативное обучение основам здорового образа жизни может содержать методическое, научно-исследовательское, диагностическое обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса.

У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья» , которые проводятся примерно раз в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Одним из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ это практические занятия. Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.

Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Игра - это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Во-первых, это подвижные игры , закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений.

Во-вторых, интеллектуальные игры , закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа.

В-третьих, игры с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций , закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).

Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.

Другим проектом может стать проект по озеленению класса. Каждый ученик работает самостоятельно над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека.

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки - путешествия, уроки - КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

Казенное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежская школа № 31

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Здоровье сберегающие технологии.

Выступление на конференции

Балакиревой Елены Анатольевны

Г. Воронеж, 2017г.

    Значение применения здоровье сберегающих технологий в образовании.

    Обучение здоровому образу жизни на уроках:

Чтения и письма.

3. Физкультминутки, как естественный элемент урока в коррекционной

    Включение в процесс обучения упражнений на коррекцию настроения.

    Работа с родителями, направленная на обучение здоровому образу жизни обучающихся.

    Необходимость использования здоровье сберегающих технологий в учебном процессе.

Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

По данным статистики, уровень заболеваемости среди детей и подростков в последние годы неуклонно растет.

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.
« Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях наряду с другими мероприятиями,предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков.

В школе необходимо создать для ребенка такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения.

Здоровье сберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

4. Образовательные технологии здоровье сберегающей направленности.

Мы подробно рассмотрим четвёртую группу.

Обучение здоровому образу жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

На различных уроках практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Через все уроки СБО красной нитью проходит тема здорового образа жизни. Программа включает в себя уроки непосредственно посвящённые режиму дня, закаливанию, утренней зарядке, личной гигиене, гигиене жилища, отказу от вредных привычек, правильному питанию, соблюдению правил дорожного движения. Уроки посвящённые приготовлению пищи, уходу за одеждой, закупке продуктов и т. д. также включают в себя правила здорового образа жизни.

На уроках чтения и письма обучение здоровому образу жизни ведётся путём анализа содержания изучаемых произведений и активизации внимания на положительных и отрицательных примерах по данной теме. Например: личная гигиена, утренняя зарядка, соблюдение правил дорожного движения героями этих книг. Анализ отрицательных примеров по данной теме. Написание тематических диктантов например: «Как правильно вымыть пол», «Приготовление салата», «Зачем мы моем руки», «Стирка одежды» и т. д. На уроках чтения и письма много внимания уделяется профилактике нарушений осанки. Правильная поза при письме, своевременные упражнения для укрепления и расслабления мышечного корсета. Дети должны понимать, что правильную позу при чтении и письме необходимо сохранять не только в классе, но и дома. Это касается и своевременных динамических пауз, перерывов в работе. На уроках чтения и письма необходимо работать надпрофилактикой и коррекцией нарушений зрения. Соблюдение зрительного режима и выполнение гимнастики для глаз является неотъемлемой частью каждого урока, связанного с зрительной нагрузкой. Дети учатся правильно располагать книгу во время чтения, самостоятельно выполнять упражнения гимнастики для глаз. На уроках, связанных с письмом необходимо снимать напряжение кистей и пальцев рук и развивать мелкую моторику. Школьников нужно обучить самомассажу кистей и пальцев рук, пальчиковой гимнастике с элементами занимательной игры. Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук. Эти упражнения способствуют оздоровлению всего организма. Их можно проводить с использованием разных предметов, таких как деревянные палочки, карандаш, ручка. Они снижают психическое напряжение, снимают утомляемость.

Упражнения могут:

– выполняться правой, левой рукой или обеими руками одновременно;

– быть статическими: удерживать пальцы в напряжении на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками;

– быть динамическими: выполнять пальцами упражнения, имитирующие движения показываемого живого или неживого предмета.

Важно научить детей правильному дыханию, элементам дыхательной гимнастики. Вдох носом, выдох ртом, длительный выдох. Использование игровых моментов: «Бабочка летает» и т. д.

В уроки по всем предметам необходимо включать физкультминутки. Их проводят, учитывая специфику предмета, с музыкальным или речевым сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаются:

    упражнения для формирования правильной осанки;

    упражнения для укрепления зрения;

    упражнения для укрепления мышц кистей рук;

    упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

    профилактику плоскостопия;

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Проведение физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Физкультминутки – естественный элемент урока коррекционной школы, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Выполняя упражнения, дети запоминают их, учатся понимать важность таких динамических пауз дома.

Детей необходимо обучить упражнениям, направленным на коррекцию настроения, снятие напряжения. Здесь имеются в виду задания на анализ своего настроения, выражение его с помощью цветных карточек, схематических изображений лица, проведение психологических этюдов, обучение упражнениям на напряжение и расслабление. Необходимо учить детей отдыхать, менять вид деятельности, доводить такой принцип работы до автоматизма.

Информационная работа с родителями по данному вопросу включает в себя весь вышеперечисленный материал, гигиенические требования к выполнению домашних заданий, режим дня школьника.

Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Жан Жаком Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Технологии обучения здоровому образу жизни

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Возраст дошкольника является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии направленные на решение следующих задач:

  • Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
  • Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
  • Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Основные принципы здоровьесбережания:

  • Принцип «Не навреди! »;
  • Непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • Систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности и индивидуальности;

Всестороннего гармонического развития личности;

  • Системного чередования нагрузок и отдыха;
  • Постепенного наращивания оздоровительных воздействий

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

ü медико-профилактические;

ü физкультурно-оздоровительные;

ü технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

ü здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

ü валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

ü родительские собрания, консультации, конференции, беседы,

ü конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья,

ü семейный клуб

ü папки-передвижки,

ü личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  1. 1) Стретчинг это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  2. 2) Ритмопластика - является музыкально-ритмическим психотренингом
  3. 3) Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки. Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется проводить для детей любого возраста в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т.д. в зависимости от вида занятия.
  4. 4) Релаксация это снижение тонуса скелетной мускулатуры. Проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В некоторых детских садах созданы специальный релаксационный кабинет.
  5. 5) Гимнастика пальчиковая это гимнастика для развития кистей рук, сопровождается короткими стихами. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  6. 6) Гимнастика для глаз это комплекс упражнений для профилактики хорошего зрения. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  7. 7) Гимнастика дыхательная эт о комплекс упражнений, основанный на развитии дыхательной функции организма. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  8. 8) Бодрящая гимнастика это гимнастика после сна. Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  9. 9) Гимнастика корригирующая – это система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  10. 10) Гимнастика ортопедическая это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Закаливание , обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. При закаливании необходимо учитывать следующие принципы:

ü закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

ü проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

ü проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

ü сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

v нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

v проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

v прогулки на свежем воздухе. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;

v Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла, и дети проходят, притопывая по дорожке по 3-4 круга, в средней 4-5 кругов.

v В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам. В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

v В старшем возрасте использование горячего обтирания, проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

v При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

v В подготовительной группе введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

v Фитобар, где воспитанники получают кислородный коктейль . Кислородный коктейль – это сок, фитораствор или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородный коктейль - это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Это естественный природный способ избавиться от головной боли, увеличивает выносливость, является немедикаментозным способом снижения веса, успокаивает и стабилизирует нервную систему, служит гарантией хорошего настроения.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин.

Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Проводится в течение 3-5 минут в любое время дня, по определенной методике с игровыми элементами. Рекомендуется детям с речевыми нарушениями и часто болеющим детям.

Точечный самомассаж - это относится к рефлексотерапии, местом его воздействия являются рефлексогенные зоны, раздражение которых вызывает целенаправленную рефлекторную реакцию на определенный орган или систему. Преимущественно проводится в утренние часы. А так же проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания и детям с нарушением речи. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коммуникативные игры это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества . Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. Игры для развития коммуникативных навыков мы делим на парные и групповые. Парные игровые упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.

Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Игротерапия. Терапевтическая задача заключается в выявлении «истинного» источника символической игры и в доведении его до сознания ребенка, предоставление возможности ребенку самостоятельно выбирать линию поведения. В ходе игры ребенок выбирает свой путь сам, а педагог может руководить игрой только по просьбе самого ребенка. Помимо тактики педагога в игротерапии важное значение приобретают тот игровой материал, который предлагается ребенку, и вся окружающая его обстановка. В детском саду занятия по игротерапии проходят в комнате психологической разгрузки при непосредственном участии психолога ДОУ. Наиболее часто используются в игровой терапии такие материалы, как вода, песок, глина, краски. Психотерапевтическая работа основывается на изучении уже сложившихся форм игровой деятельности и ее нарушений. И уже на этой основе происходит нахождение адекватных приемов для формирования полноценной игры.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. В нашем учреждении имеются ванночки для песка и воды. Основной принцип игр на песке - это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и поощряется фантазия и творческий подход. Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Еще один принцип - реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок

Коррекционные технологии

Сказкотерапия – это течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории. Проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Психогимнастика – это специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Проводится 2 раза в неделю занятия и являются элементом занятия направленного на развитие и коррекцию психики ребенка. Используется как индивидуально, так и с группой детей.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для развития органов артикуляции. Проводятся ежедневно по 5-7 минут, для того, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6- 8 раз. Используется для детей с нарушениями речи и у дошкольников младшего возраста для предупреждения неправильного звукопроизношения.

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Проводится с детьми с нарушениями в развитии и с детьми

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Мария Клочко


Тема healthcare management (НМ), или управления здоровьем, в разных компаниях поддерживается с разной активностью, но в целом в последние годы наблюдается положительный тренд внимания к этой теме.

Само понятие НМ достаточно широко, и в этой статье мы остановимся на деталях использования идеи управления здоровьем внутри компании, как эффективного инструмента управления персоналом организации.

Давайте подумаем: может ли работодатель поменять отношение сотрудника к здоровому образу жизни?

На мой взгляд, поменять отношение сотрудника к какому-либо вопросу в целом – задача для работодателя крайне амбициозная и, в общем-то, маловыполнимая.

Да и зачем? У компании есть другие цели – ей нужен эффективный и мотивированный сотрудник, достигающий поставленных целей в поставленные сроки.

А заниматься коррекцией отношения к жизненным вопросам – скорее задача семьи, родителей, детей и других ответственных за эту часть лиц.

Для достижения целей работодателю часто бывает вполне достаточным не полностью менять отношение или взгляд на проблему, или корректировать установки, а всего лишь поощрять желаемые формы поведения сотрудника, или показывать, какие формы поведения в рамках корпоративной политики не являются желательными.

И здесь открываются огромные горизонты для работы с областью идеи здорового образа жизни. Идея ЗОЖ – одна из самых эффективных идей в области управления персоналом, важен лишь угол ее преломления в свете деятельности конкретной компании. Конечно, универсальных рецептов использования идеи ЗОЖ не существует.

Однако, есть некая логика, опыт использования, который, возможно, окажется полезным.

Итак, каждый из наших сотрудников так или иначе задумывается о своем здоровье. А что такое здоровье?

  • тсутствие проблем и ограничений
  • Качественная жизнь
  • Гарантия стабильности
  • Возможность видеть перспективы свои, своей семьи, своей компании...

Красивая картина, не так ли?

А теперь давайте честно себе признаемся, что такое здоровый образ жизни для среднестатистического российского человека?

Это некая абсолютно правильная вещь, которая конечно, очень нужна, потому что все мы хотим жить долго, и болеть как можно реже, хотим быть красивыми и молодыми как можно дольше… Продолжать? Думаю, большинство читателей со мной согласятся.

«Если я брошу курить, я буду очень нервным, начну поправляться …»

«Я сегодня посижу над проектом часиков до трех ночи, завтра высплюсь…»

«Не сегодня, вот со следующего года я начну вести здоровый образ жизни…»

И пусть дома все говорят: «Ты себя губишь такой тяжелой работой, не бережешь себя и т.п.», человек внутренне все равно будет откладывать решение и изменение своей жизни, пока гром не… или петух не…

В этом аспекте роль работодателя в формировании идеи здорового образа жизни, в управлении здоровьем сотрудников играет очень важную, а иногда – решающую роль.

Потому что человек, заключая трудовой договор, готов играть по определенным правилам, выполняя работу за деньги.

Человек часто инертен, и для того, чтобы сделать то, что вроде не очень горит, но все-таки надо, проходит длинный путь, пока то, что не очень горит, становится приоритетом номер один…

И тут появляется работодатель с обязательной ежегодной диспансеризацией или днями здоровья или аттестацией рабочих мест, или… Список можно продолжать долго, ведь только находясь внутри компании, понимаешь по настоящему, нужен ли к примеру сотрудникам фитнес или им более актуальны ранние завтраки с молочной кашей…

И сотруднику деваться некуда, ведь не пойдет он искать другую работу из- за того, что его обязывают один день в году обследоваться у врачей и получать заключение о состоянии здоровья!

Картина немного утрирована?

Согласна, но согласитесь и Вы с тем, что сложнее всего человеку просто так начать вести здоровый образ жизни, вот просто встать в одно утро, посмотреть на себя в зеркало и сказать: «Я начинаю новую, здоровую жизнь!»…

Конечно, работодатель не сможет сделать за человека все, изменить его жизнь. Но он сможет вменить ему практически в обязанности (или условно добровольно) ряд мероприятий, которые будут ему полезны, а в дальнейшем – улучшат его самочувствие, а значит и производительность труда. Что и следовало доказать.

С точки зрения пользы бизнесу идея здорового образа жизни и создание системы управления здоровьем в компании играет несколько очень важных ролей:

  1. Мощный мотивационный стимул, которым может оказаться система управления здоровьем, образуется из двух основных компонентов:

    Создание системы управления здоровьем, как показывают исследования, существенно влияет как на показатели работоспособности, так и в отдаленном периоде на уровень здоровья сотрудников компании.

    • Забота о здоровье сотрудника, так или иначе, включающая в себя мероприятия и акции внутри компании, является частью социального пакета сотрудника, о котором все наслышаны как об обязательном компоненте престижной работы.
    • Забота о здоровье сотрудника повышает лояльность семьи к компании, где работает член семьи. Очень важно отметить, что лояльность членов семьи к месту работы является одним из стратегически важных вопросов мотивации сотрудника и долгосрочности его работы в компании.
    И это понятно: место, где человек в среднем проводит 50% времени бодрствования (а с дорогой – до 80%), должно быть безопасно, выгодно, а значит, «одобрено» домашними лидерами мнений.
  2. Элемент корпоративной культуры, отличающий компанию среди прочих.

    Идеи здорового образа жизни, принятые сотрудниками, становятся частью информационной внутрикорпоративной среды, часто мероприятия типа «День здоровья» обладают намного большим командообразующим эффектом, чем специализированные программы на эту тему…

  3. Укрепление имиджа Привлекательного Работодателя.

    Компания, заботящаяся о здоровье своих сотрудников, в ряду компаний, равных по остальным условиям, будет более выгодным местом работы. Как уже говорилось выше, часть мероприятий, относящихся к управлению здоровьем, можно включать в социальный пакет. К слову, группа компаний «ЭКОМИР» получила звание «Привлекательный работодатель 2008» по версии портала «SuperJob».

  4. Пропагандируя идеи здорового образа жизни, компания несет социальную ответственность, как перед своими сотрудниками, так и перед государством. Конечно, если говорить о долгосрочном эффекте, как, например, о снижении количества дней на больничном листе, то такой показатель сложно померить в компании, занимающейся продажами. Это связано с тем, что текучесть самого торгового персонала, который занимает львиную долю от всего штата сотрудников, высока, и в среднем «срок жизни» такого сотрудника не превышает 1,5 года. И нужно признаться, что за этот период вряд ли удастся существенно изменить показатели здоровья сотрудника. Но вместе с тем, прикладывать усилия все равно необходимо, так как за период работы в компании у человека так или иначе формируются определенные привычки, часть которых связана с корпоративной культурой, устоями, традициями – и возможно, что Ваши усилия по продвижению идеи здорового образа жизни не пропадут даром, прорастут потом, после ухода человека из компании.

Внедряем систему управления здоровьем: расходы и доходы.

Как показывает практика, в природе не существует мероприятий или акций, не требующих расходов. Если Вам говорят, что данная активность не требует затрат, не верьте. Чтобы что-то создать, нужно что-то вложить. И неважно, будут ли это затраты по статье бюджета или Ваше время, как рабочее, так и внеурочное. Конечно, в условиях кризиса и выхода из него, более предпочтительным со стороны собственника будут инвестиции времени сотрудников, нежели оплата счетов внешним провайдерам. Но не стоит забывать, что если мы хотим получить по-настоящему хороший и качественный продукт, то не всегда стоит за это браться самим, чтобы не испортить отношение к самой идее здорового образа жизни.

Если говорить про инвестиции личного времени HRа и собственников, то тут конечно, самым лучшим, самым действенным методом является личный пример.

Когда собственник привозит в офис ягоды из своего сада, или рассказывает, как каждый выходной занимается спортом, занимаясь при этом разработкой и производством препаратов, улучшающих качество жизни, это, наверное, и есть тот самый личный вклад, который может зажечь других и заставить их задуматься, может быть стоит подумать о своем здоровье тоже…

Планируя активность в области управления здоровьем в компании, важно четко понимать, какие цели мы преследуем созданием системы, проведением акции и т.п.

Здесь работает проектный подход: спланировали – определили результат – оценили затраты – реализовали – посмотрели рентабельность – сделали выводы.

Только при таком подходе есть возможность перевести затраты в инвестиции и померить конечный ожидаемый результат. Иначе затраты будут, а доход от мероприятий будет неожиданным и случайным.

HRу необходимо, помимо всего прочего, предупредить самодурство руководителя и не превратить мероприятия по управлению здоровьем в самоцель, или еще хуже – в развлечение для первых лиц. Это касается и обязательного посещения групповых видов спорта по выходным, и многого другого. Важно помнить и уметь объяснить руководителю цель мероприятий, условия добровольного и вовлеченного участия сотрудников в подобных акциях.

Ниже перечислены несколько вариантов применения идей здорового образа жизни и охраны труда в условиях оптимизации затрат на персонал:

  1. Провести аудит рабочих мест – создать безопасные условия труда, или условия, при которых воздействие на работающих вредных и/или опасных 6производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст.209 ТК РФ).

    Вероятно, что кризис увеличил количество свободного пространства в офисах, и этим стоит воспользоваться для улучшения условий работы остальных сотрудников. Мероприятия потребуют символических затрат, но эффект будет существенным, по всем позициям, о которых говорилось выше.

  2. Ввести страхование от несчастных случаев и травм - затраты на одного сотрудника невелики (любая страховая компания это подтвердит). Это серьезная мотивация для сотрудников, имеющих разъездной характер работы, особенно для представителей и других сотрудников службы продаж. Логично, что в условиях кризиса службе продаж мы уделяем особенное внимание.
  3. «День здоровья» может включать в себя не только выезд на природу со всеми сопутствующими расходами на трансфер, работу с сотрудниками на месте и питание. В офисе можно устраивать витаминные дни, когда на весь офис регулярно покупается несколько корзин с фруктами и овощами и выставляется для употребления оных сотрудниками.
  4. Список компаний, которые имеют возможность оплатить своим сотрудникам полисы добровольного медицинского страхования, в этом году значительно уменьшился, как и количество компаний, оплативших персоналу фитнес. Это существенный вклад в оздоровление сотрудников, однако, не стоит забывать о том, что покупке абонементов или полисов ДМС предшествует тщательное изучение потребностей персонала и его возможностей по использованию предложенных услуг. Нередки случаи, когда компания оплачивает подобную достаточно существенную опцию, и кажется, что вот – у сотрудников классный социальный пакет, сейчас мотивация пойдет в гору… А ничего не происходит. Почему? Людей не спросили, а они торопятся домой с работы и не готовы ездить через 5 остановок метро в бассейн или тренажерный зал… Получились не инвестиции, а растраты.
  5. Для тех компаний, кто не готов оплачивать годичное медицинское обслуживание своих сотрудников, возможны варианты проведения ежегодной диспансеризации сотрудников, как обязательного мероприятия. Все новое – это хорошо забытое старое… В недалеком прошлом система диспансеризации населения позволяла очень многие заболевания выявить на ранней стадии, что значительно снижало уровень тяжелых и запущенных заболеваний.

    Более подробно концепция НМ и идеи по ее применению рассматриваются в рамках тренинга по мотивации, проводимого в компании AMT Consulting Group (ссылка на программу тренинга).

  6. Идеологическая поддержка идеи здорового образа жизни в компании – это в первую очередь задача HRа и собственников компаний. И тут уже начинают работать законы продвижения идей, которые могут быть использованы и в других случаях.

    Необходимо в первую очередь определить целевые аудитории в компании, с которыми Вы будете работать и ключевых лиц, лидеров мнений, с которыми нужно будет проводить отдельную работу.

    Затем необходимо понять, какими путями будет поступать информация к различным целевым аудиториям, каким из источников информации пользуются каждая из целевых групп, с какой скоростью поступает информация по каждому из информационных путей.

    А затем…Начинаем работать!

Ольга Новоселова
Обучение здоровому образу жизни

Обучение здоровому образу жизни

Существует весьма распространенное мнение, что задача Детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отрицать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь .

Слово «здоровье » , как и слова «любовь» , «красота» «радость» , принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Каждый человек хочет быть здоровым . Но что такое здоровье ? Как можно его измерить? И является ли состояние, «когда ничего не болит» , здоровьем ? Чаще всего мы начинаем задумываться над состоянием своего здоровья тогда , когда чувствуем какое-то недомогание, то есть тогда, когда наш организм перестает идеально выполнять свои функции. До этого момента большинство людей не обращают внимание на этот бесценный дар.

Очевидно, что улучшение нормального физического состояния детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием , через привитие соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни , создание мотивационного поведения направленного на «конструирование» собственного физического и духовного благополучия. Важным показателем является сформированности у них умения «комфортно» себя чувствовать и в условиях процесса получения знаний, и в социально-бытовых условиях : быть физически, социально и психологически защищенными при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Наиболее разрушительны для организма психологические и эмоциональные стрессы, возникающие из-за перегрузок и обид. Одна из основных задач педагога - сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом уже в дошкольном возрасте.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни ? Когда это начинать?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время понятие здоровье включает в себя нравственное и духовное благополучие.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства сохранения состояния полного физического, психического и социального благополучия.

Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью ; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья .

Поэтому важно :

1. Сформировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни .

2. Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

3. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Существуют основные приемы здоровьесбережения :

1. Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.

2. Внимание : на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.

3. Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения : отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ :

Занятиям физкультурой, прогулкам, правильному рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, созданию условий для полноценного сна, закаливанию, психологической закалки.

Занятия физкультурой, прогулки :

На участке ДОУ желательно оборудовать зоны подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий»

Правильное рациональное питание :

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Соблюдение правил личной гигиены :

Правила личной гигиены – это не что иное, как своеобразный свод требований , соблюдение которых способствует как раз и обеспечивает здоровый образ жизни , отсутствие проблем со здоровьем .

Создание условий для полноценного сна :

Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням.

- Закаливание :

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . Использование естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека .

- Психическая закалка :

Стимулирует и физиологические защитные механизмы : иммунитет, функцию эндокринных желез.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказании. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье , дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно , а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :

Формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо , а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья ;

Воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

Развивать умение рассказывать о своем здоровье , здоровье близких ;

Вырабатывать навыки правильной осанки;

Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

Развивать художественный интерес

Таким образом , здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников , без ущерба для здоровья .

Похожие публикации