Военные пенсии могут отменить. В россии миллионы граждан получают военные пенсии Условия приостановления и прекращения

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), по имеющейся информации, готовит обоснование для новой пенсионной реформы. Жертвами «оптимизации» могут стать силовики. Бюджетный кризис толкает чиновников к отмене военных пенсий, которые получают служащие Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, других силовых структур.

Вслед за реформой гражданских пенсий логика кризиса ведет экономический блок правительства к наступлению на силовиков. Нынешние военные отставники могут спать спокойно – их пенсии отменять не планируется, но силовики действующие могут в будущем вместо пожизненной пенсии получить лишь однократное выходное пособие – для адаптации к работе «на гражданке». Такое решение вроде как уже обсуждается в структурах Минфина.

Обещать – не жениться

О том, что нечто подобное зреет в умах чиновников, можно судить по публичным выступлениям Владимира Назарова, директора подведомственного Минфину НИФИ. По его мнению, военные пенсии нужно пересматривать, причем довольно радикально: «Надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт. Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, большое выходное пособие, чтобы хватило на год-два безбедной жизни, и после этого он как нормальный член общества вполне может работать на другой работе». Интересно, куда может пойти и на что должен жить 60-летний отставник, ведь именно до такого возраста сегодня разрешено служить старшим офицерам в звании полковника и выше?

Возникает закономерный вопрос: это намеренная утечка, зондаж общественного мнения или провокация? Если военные стерпят, промолчат, можно будет и впредь давить на них, лишать социальных гарантий, обрезать пенсионные выплаты. Но даже если это утечка, напоминает провокацию. Говорить о лишении военнослужащих пенсий в тот момент, когда они, рискуя жизнями, противостоят террористам в Сирии, – удар в спину. Если же это ложный информационный вброс, он имеет политический подтекст, подрывая авторитет Верховного главнокомандующего, по указу которого ВКС России участвуют в боевых действиях.

В любом случае обществу напрямую дают понять, что силовики Министерству финансов не по карману. Мол, это балласт, который надо сбросить. Но в этой логике государству не по карману скорее Министерство финансов и его НИФИ, существующие лишь потому, что есть Российская армия и Военно-морской флот.

Однако речь о другом. Пренебрежительное отношение к служивым людям проявляется в нашем государстве, к сожалению, не впервые. Достаточно вспомнить хрущевские реформы, когда из армии в одночасье выбросили на улицу миллион человек. Или новации Сердюкова, сопровождавшиеся увольнением в запас десятков тысяч офицеров, многих из которых спустя пару лет пришлось уговаривать вернуться «с гражданки». Поэтому сегодняшний пример – хороший повод еще раз напомнить государственным чиновникам реальную ситуацию с военными пенсиями и индексацией окладов военнослужащих.

После 1 января 2012 года положенная по закону № 306 (от 7 ноября 2011 года) ежегодная индексация окладов (на процент инфляции) не проводилась ни разу. Трижды подряд принимались специальные федеральные законы, замораживавшие увеличение денежного содержания. При этом представители законодательной власти, ответственные за оборону и безопасность государства, регулярно повторяли, как заклинание: это в последний раз, подтверждая народную мудрость: «Нет ничего более постоянного, чем временное».

Индексация военных пенсий в 2014 году составила семь процентов при инфляции 11,34. В 2015-м – 7,5 процента при инфляции 12,91. В 2016-м в бюджет был заложен уровень инфляции 6,4 процента, которая реально будет выше. Февральская индексация военных пенсий на 3,99 процента не компенсировала снижение их покупательной способности за последние годы.

Как видим, с начала 2012-го по февраль 2016-го военные пенсии в реальном выражении потеряли 12,1 процента, хотя государство обещало их ускоренный рост за счет возврата накопленного долга (закон № 309 от 8 ноября 2011 года, президентский Указ № 604 от 7 мая 2012 года). В частности, в Указе № 604 была определена опережающая на два процента прибавка военных пенсий по сравнению с ростом потребительских цен.

Пожили, как люди? И хватит!

Тем не менее, на июльском (2016 год) заседании правительства обсуждалось, как еще сильнее затянуть пояса. Проанализировав итоги первого полугодия, чиновники пришли к выводу: экономика сработала не так, как хотелось бы. Денег нет, бюджет на следующую трехлетку предстоит верстать в условиях жесткой экономии. Министрам было поручено выискивать резервы: урезать незащищенные статьи как минимум на 5 %. Социалку пока не трогают, но о дополнительной индексации пенсий, мол, придется забыть.

В Минфине признались, что вариантов сверстать сбалансированный бюджет, как это требует руководство страны, немного. Дыру в четыре триллиона рублей, образовавшуюся по понятным причинам, можно закрыть тремя способами – заморозить расходы, взять деньги в Резервном фонде или увеличить доходы. Себе депутаты ничего не урезали и не собираются. Таков стиль работы «эффективных менеджеров», которые могут успешно руководить экономикой лишь при высокой цене на нефть.

А что же с денежным довольствием, от величины которого также зависит размер военных пенсий? Закон № 371 (от 14 декабря 2015 года) установил, что оклады военнослужащих и приравненных к ним в 2016 году не индексируются. Значительное увеличение денежного довольствия в 2012–2013-м вроде как обеспечило повышение уровня жизни личного состава и сотрудников силовых и правоохранительных структур в соответствии с их социальным статусом. Военным и приравненным к ним государство тогда просто вернуло накопленный долг, хотя и без компенсации за прошедшие годы. В результате уровень денежного довольствия поднялся выше среднего заработка в ведущих секторах отечественной экономики.

Как ситуация обернулась потом, хорошо известно. Ни в 2013-м, ни в 2014-м, ни в 2015-м индексации окладов, повторим, не было, а после принятия бюджета на 2016-й стало ясно, что и ждать нечего. В итоге оклады военнослужащих по должности и по воинскому званию с учетом инфляции снизились более чем на 44 процента. Покупательная способность окладов за пять лет упала на треть с лишним. Чтобы вернуться к ситуации, которая была на 1 января 2012 года, их надо повысить более чем на 50 процентов.

Справедливости ради надо сказать, что с назначением министром обороны Сергея Шойгу военнослужащим Вооруженных Сил производились дополнительные выплаты за счет внутренних резервов. Однако дальнейшее их повышение под большим вопросом, так как финансовые возможности МО РФ не безграничны, а сложная экономическая ситуация и военная операция в Сирии скорее всего съедят все имеющиеся запасы.

Среднее денежное довольствие в абсолютных цифрах вроде и не уменьшается. Но по факту уровень жизни военных после 1 января 2012 года продолжает быстро снижаться . Каждый год Минфин, правительство, Госдума, Совет Федерации, повторим, обещают, что это временное явление и в ближайшем будущем государство выполнит свои социальные обязательства перед личным составом и сотрудниками силовых и правоохранительных структур. Но воз и ныне там.

Понятно, что в условиях сложной международной обстановки и экономического спада говорить о повышении уровня жизни одних только военнослужащих сложно. В такой же ситуации сейчас находятся бюджетники, многие гражданские специалисты, пенсионеры, которым в 2016 году прибавили всего 4 процента при официальной инфляции более 12 процентов. Но и загонять в дальний угол проблему поддержания на должном уровне социального статуса военных, ждать, когда из силовых и правоохранительных структур опять начнут уходить самые грамотные кадры, нельзя.

В сложной экономической ситуации в России страдают, прежде всего, наименее социально защищенные и ущемленные в правах слои населения, к которым отчасти можно отнести, как это ни покажется странным, и служивых людей. Сегодня им могут что-то дать, а завтра забрать или пообещать и тут же забыть об этом. Но если страна, образно говоря, превращается в военный лагерь в окружении натовских баз, то работать на оборону должны все – от слесаря до олигарха. Однако государство почему-то не решается ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц. В результате малоимущие и миллиардеры платят одинаковые 13 процентов. Так и не введена монополия на производство и продажу алкогольной продукции.

Все это воспринимается крайне негативно, особенно на фоне миллионных зарплат и бонусов, выплачиваемых в государственных корпорациях, а также безудержного прибавления зарплаты и различных поощрений сотрудникам Следственного комитета, прокурорам и народным избранникам.

Прокурорские льготы

Как сказал «Военно-промышленному курьеру» член Комитета Государственной думы Российской Федерации по обороне Вячеслав Тетекин, до сих пор не решен вопрос с пресловутым коэффициентом 0,54 процента, которым у военных попросту отняли часть назначенной пенсии.

Когда принимался закон, было решено, что к ней каждый год будет добавляться по два процента. Хотя в этом случае до полной пенсии доживет не каждый военнослужащий, поскольку она сложится лишь через 23 года. Это дискриминация, идущая вразрез со всеми законами в области прав человека. Нарушена статья 55 (часть 2) Конституции РФ, которая гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Более того, государство не может произвольно изменить уже признанный им статус таких лиц и уменьшить обусловленный им объем социальных гарантий. В противном случае подрывается авторитет власти, падает уважение к праву, умаляется достоинство личности.

Подобное ущемление распространяется почему-то исключительно на военнослужащих. Однако делается исключение для военных прокурорских работников, судей, следователей, некоторых других категорий, например гражданских госслужащих. Более того, им назначается пенсия в 100 процентов оклада . Законодательные органы в соответствии с частью 6 статьи 12 ФЗ № 309 (от 8 ноября 2011 года) почему-то не применили ограничительные пенсионные новации в отношении военных судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета РФ, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Тем самым нарушен принцип равенства, установленный статьей 19 Конституции РФ и подкрепленный Конституционным судом в Постановлении № 12-П (от 16 июня 2007 года), где сказано: «В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) ».

На особом положении оказались федеральные гражданские госслужащие администрации президента РФ и правительства РФ, народные избранники федерального уровня, чиновники различных государственных корпораций. Их должностные оклады были приравнены к воинским. Так что неприменение понижающего коэффициента 0,54 процента к вышеуказанным категориям подрывает систему взаимосвязи всех видов государственной службы, принципы ее построения и функционирования, установленные законодательством, и является дискриминацией . Когда офицер перестает служить, ему почему-то назначают лишь чуть более половины от суммы заработанной и заслуженной пенсии. А теперь предлагается лишить и этого. Разумеется, популярности военной службе такие инициативы не прибавляют.

Хочется верить, что мы живем в демократическом правовом государстве, где Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. А принимаемые правовые акты не противоречат Основному закону (ч. 1 ст. 15).

Увы, государство само завело себя в пенсионный тупик. Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. При наличии политической воли решение найдется.

Силовые структуры в современной тревожной обстановке становятся объектом всё большего внимания со стороны руководителей государств. В Конгресс США постоянно поступают запросы на дополнительные военные расходы; Украина планирует 5% ВВП отправлять на нужды армии и силовых структур (читайте последние новости о ) ; во многих странах наблюдается аналогичная картина.

В России, как в военной державе, в 2017 году также ожидается рост расходов на национальную оборону, в пределах 3,3% от ВВП. Это меньше, чем в 2016 году, когда на это было отведено 4,7% от ВВП, но сложности с бюджетом вынуждают экономить.

Тем не менее, ДД (денежное довольствие) военнослужащих растёт — хоть и не слишком высокими темпами.

Что же касается военных пенсионеров, то их пенсии индексируются, однако повышаются не слишком активно. Вообще говоря, пенсии для бывших работников силовых структур и военных в РФ низкими назвать трудно: средний размер военной пенсии в 2016 году составил порядка 21 000 рублей .

В то же время величина средней пенсионной выплаты по стране у гражданских пенсионеров, как было зафиксировано в августе 2016 года, составила 12 423 рубля, а в 2017 году ожидается около 13 700.

Начисление пенсии работникам государственных силовых органов имеет свои особенности. К лицам, имеющим право на военную пенсию, относятся работники ФСБ, УВД, прокуратура, таможенники, ФСИН и федеральная служба в совокупности всех своих подразделений.

Пенсионное довольствие начисляется таким лицам в двух случаях.

  1. Профильный стаж в ОВД составляет 20 лет или более. В этом случае на пенсию можно выйти без оглядки на возраст. Если в течение прохождения службы зафиксированы периоды пребывания на особых территориях или в особых условиях (например, на Крайнем Севере) , то при исчислении пенсии применяются и соответствующие льготы.
  2. Выход на пенсию может произойти . В числе прочих условий, определяющих этот статус, есть такой: общий стаж не менее 25 лет, из них порядка 13 лет в ОВД.

Если работник ОВД выходит на пенсию по смешанному статусу, то производится комбинирование стажа военного и гражданского, и размер пенсии исчисляется, исходя из этого сочетания.

В 2017 году пенсия работникам МВД, к примеру, будет начисляться так:

  • базовую ставку определят заработная плата плюс надбавки разного рода, которые диктуются должностью и званием;
  • в феврале состоится первое повышение пенсии;
  • общее увеличение выплат составит 50% от полной годовой индексации и будет равняться 7-8%.

Правительством был принят закон № 4468-1, статья № 43 которого устанавливала понижающий коэффициент в 54% для лиц, получающих так называемую . Это касалось работников, проходивших военную службу в армии, в составе МВД, ФСИН, ФСБ и прочих, перечень которых полностью представлен в законе.

С начала 2012 года было увеличено денежное довольствие военным, положенное в основу начисления пенсии. Реализовать планы в отношении военных пенсий на практике оказалось непосильной задачей, поскольку в бюджете не нашлось достаточно средств на эти цели.

Он обязывал, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивать на 2% или более размер военной пенсии. Делалось это за счёт корректирования величины понижающего коэффициента, который в конце концов придёт к величине в 100%. Как ожидалось первоначально, к 2035 году.

В продолжение темы, в 2015 году последовал закон № 367-ФЗ, который был принят Государственной Думой 2-го декабря 2015 года.

Его статья 1 сообщала о приостановке действия статьи 43, части второй Закона РФ № 4468-I до 01.01.2017, а также — об установлении понижающего коэффициента с 01.02.2016 на уровне 69,45%. Пока он такой и есть, в 2017 году ожидается его повышение.

Как раз в 2017 году следует ожидать существенных изменений в индексации военных пенсий, их планируется проиндексировать в полном объёме.

В бюджете РФ плановая индексаций военных пенсий заложена в размере 2%, дополнительно проводится увеличение пенсии по результатам инфляции прошлого года. Такие мероприятия обычно делают посередине зимы и осенью, то есть, дважды в год.

Военные пенсионеры могут либо работать по гражданской специальности, либо не заниматься трудовой деятельностью, обходясь военной пенсией.

Если пенсионер, получивший военную пенсию, решил работать, то он на общих основаниях регистрируется в системе пенсионного страхования, получает личный номер счёта, ежемесячно платит положенные страховые взносы в ПФР. Это даёт ему возможность зарабатывать , и в итоге накопить необходимое их количество для пенсии по старости. Которую он, как только достигнет пенсионного возраста, может оформить.

При оформлении гражданской пенсии, как этого требует новый порядок, военные пенсионеры должны иметь:

  • минимальный страховой стаж, для 2016 года это 7 лет;
  • минимальную сумму пенсионных баллов, для 2016 года это 9;
  • установленную пенсию по линии военного ведомства — либо за выслугу лет, либо по инвалидности.

При этом стоит помнить, что пенсия таким военным пенсионерам не включает в себя ФВ — фиксированную выплату. В 2016 году ФВ составляет 4558,93 рубля.

О том, сколько пенсионных баллов может быть начислено Вам за 2016 год и как рассчитать размер будущей военной пенсии по формуле, узнайте .

Что касается индексации второй, гражданской пенсии, то она производится автоматически, безо всяких заявлений и напоминаний, с 1 августа каждого года.

Таким образом, военный пенсионер, работая в гражданском учреждении, получает индексацию как военной пенсии, так и страховой.

5000 рублей единовременной выплаты смогут ли получить военные пенсионеры?

Выплата в 5000 рублей, предложенная пенсионерам России взамен индексации пенсий за 2016 год, адресована всем гражданам, проживающим на территории РФ, которые получают выплаты от ПФР.

До 08.11.2016 г. это НЕ касалось только военных пенсионеров, поскольку они пенсию получают государственную, из МВД, Министерства обороны, МЧС и пр., а здесь действуют другие законодательные акты.

А вот тем из них, кто заработал по линии ПФР, такая выплата полагалась, в полном соответствии с проектом Федерального закона. Они в любом случае получили бы свои 5000 рублей в начале 2017 года, как и все прочие пенсионеры России.

8 ноября, В. Путин поручил правительству внести изменения в законопроект о единовременной выплате пенсионерам. Она также будет положена военным пенсионерам и приравненным к ним категориям. Это значит, что военные пенсионеры теперь могут рассчитывать на эти 5000 рублей.

Подробнее о том, кому из пенсионеров в январе 2017 года будет положена единовременная выплата в пять тысяч рублей, а кому нет, .

Планы и ожидания на 2017 год

В систему расчётов пенсионных выплат для бывших силовиков и военных введены некоторые изменения. Теперь размер пенсии поставили в зависимость от той суммы, которая была получена человеком за последние 5 лет службы, включая и поощрительные вознаграждения. Это в конечном итоге позволит пенсию увеличить.

С 01.01.2017 военные пенсии обещают увеличить на 1-2%, а с 1-го октября 2017 года ожидается, что будет проведён перерасчёт пенсий для бывших военнослужащих. Надо надеяться, что эти планы осуществятся.

Комитет Госдумы по обороне не согласен с планами правительства повысить пенсии военным в 2017 году лишь на 4% и лишить их единовременной выплаты в 5 тыс. руб. Военные пенсии должны быть увеличены на 6%, полагают депутаты

В одном из отделений Пенсионного фонда России (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Проект бюджета на 2017-2019 годы не выполняет в полной мере указ президента о повышении военных пенсий на 2% сверх инфляции, считает комитет Госдумы по обороне.

В своем заключении на проект трехлетнего бюджета комитет напоминает об указе президента 2012 года №604, который предусматривает ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

Военные пенсионеры не подпадают под действие законопроекта о единовременной выплате в 5 тыс. руб. вместо проведения индексации социальных пенсий по итогам первого полугодия 2016 года, указывают депутаты. Вторая индексация военной пенсии в этом году также не предусмотрена. Военным пенсионерам, как и гражданским, с 1 февраля увеличили пособие лишь на 4%.

В 2017 году военные пенсии опять будут проиндексированы на 4%, следует из подготовленного Минфином законопроекта, который правительство внесло в Госдуму в конце октября вместе с проектом бюджета на 2017-2019 годы.

С учетом уровня инфляции в 2017 году в размере 4% для выполнения требования указа президента «необходимо установление такого размера денежного довольствия, который бы позволял увеличить военные пенсии в среднем на 6%», заключает комитет.

Выполнение не в полной мере указа №604 «фактически дискредитирует гарантированный государством уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции», говорится в заключении. При этом требование указа не будет исполнено третий год подряд.

Проект трехлетнего бюджета был в целом поддержан комитетом. Однако при рассмотрении документа на заседании 1 ноября первый замглавы комитета Андрей Красов заметил, что депутаты озабочены тем, что военные пенсионеры не получат единовременную выплату 5 тыс. руб., и тем, что с 2012 года не увеличивается денежное довольствие военнослужащих.

Как , военные пенсионеры не подпадают под действие закона о единовременной выплате 5 тыс. руб., так как выплата полагается лишь получателям пенсий от Пенсионного фонда. Военные пенсионеры получают пособия не от ПФР, а от своих силовых ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ и т.д. Таким образом, из числа получателей единовременной выплаты исключено больше 2,5 млн человек.

Средний размер военной пенсии в России после повышения в начале 2017 года составит 21,3 тыс. руб. в месяц, следует из расчетов Минфина (256 тыс. руб. в год в среднем на каждого получателя). Это гораздо больше средней гражданской пенсии, которая в августе 2016 года составляла 12,4 тыс. руб. (данные Росстата, более свежих данных нет).

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), по имеющейся информации, готовит обоснование для новой пенсионной реформы. Жертвами «оптимизации» могут стать силовики. Бюджетный кризис толкает чиновников к отмене военных пенсий, которые получают служащие Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, других силовых структур.

Вслед за реформой гражданских пенсий логика кризиса ведет экономический блок правительства к наступлению на силовиков. Нынешние военные отставники могут спать спокойно – их пенсии отменять не планируется, но силовики действующие могут в будущем вместо пожизненной пенсии получить лишь однократное выходное пособие – для адаптации к работе «на гражданке». Такое решение вроде как уже обсуждается в структурах Минфина.


Обещать – не жениться

О том, что нечто подобное зреет в умах чиновников, можно судить по публичным выступлениям Владимира Назарова, директора подведомственного Минфину НИФИ. По его мнению, военные пенсии нужно пересматривать, причем довольно радикально: «Надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт. Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, большое выходное пособие, чтобы хватило на год-два безбедной жизни, и после этого он как нормальный член общества вполне может работать на другой работе». Интересно, куда может пойти и на что должен жить 60-летний отставник, ведь именно до такого возраста сегодня разрешено служить старшим офицерам в звании полковника и выше?

Возникает закономерный вопрос: это намеренная утечка, зондаж общественного мнения или провокация? Если военные стерпят, промолчат, можно будет и впредь давить на них, лишать социальных гарантий, обрезать пенсионные выплаты. Но даже если это утечка, напоминает провокацию. Говорить о лишении военнослужащих пенсий в тот момент, когда они, рискуя жизнями, противостоят террористам в Сирии, – удар в спину. Если же это ложный информационный вброс, он имеет политический подтекст, подрывая авторитет Верховного главнокомандующего, по указу которого ВКС России участвуют в боевых действиях.

В любом случае обществу напрямую дают понять, что силовики Министерству финансов не по карману. Мол, это балласт, который надо сбросить. Но в этой логике государству не по карману скорее Министерство финансов и его НИФИ, существующие лишь потому, что есть Российская армия и Военно-морской флот.

Однако речь о другом. Пренебрежительное отношение к служивым людям проявляется в нашем государстве, к сожалению, не впервые. Достаточно вспомнить хрущевские реформы, когда из армии в одночасье выбросили на улицу миллион человек. Или новации Сердюкова, сопровождавшиеся увольнением в запас десятков тысяч офицеров, многих из которых спустя пару лет пришлось уговаривать вернуться «с гражданки». Поэтому сегодняшний пример – хороший повод еще раз напомнить государственным чиновникам реальную ситуацию с военными пенсиями и индексацией окладов военнослужащих.

После 1 января 2012 года положенная по закону № 306 (от 7 ноября 2011 года) ежегодная индексация окладов (на процент инфляции) не проводилась ни разу. Трижды подряд принимались специальные федеральные законы, замораживавшие увеличение денежного содержания. При этом представители законодательной власти, ответственные за оборону и безопасность государства, регулярно повторяли, как заклинание: это в последний раз, подтверждая народную мудрость: «Нет ничего более постоянного, чем временное».

Индексация военных пенсий в 2014 году составила семь процентов при инфляции 11,34. В 2015-м – 7,5 процента при инфляции 12,91. В 2016-м в бюджет был заложен уровень инфляции 6,4 процента, которая реально будет выше. Февральская индексация военных пенсий на 3,99 процента не компенсировала снижение их покупательной способности за последние годы.

Как видим, с начала 2012-го по февраль 2016-го военные пенсии в реальном выражении потеряли 12,1 процента, хотя государство обещало их ускоренный рост за счет возврата накопленного долга (закон № 309 от 8 ноября 2011 года, президентский Указ № 604 от 7 мая 2012 года). В частности, в Указе № 604 была определена опережающая на два процента прибавка военных пенсий по сравнению с ростом потребительских цен.

Пожили, как люди? И хватит!

Тем не менее на июльском (2016 год) заседании правительства обсуждалось, как еще сильнее затянуть пояса. Проанализировав итоги первого полугодия, чиновники пришли к выводу: экономика сработала не так, как хотелось бы. Денег нет, бюджет на следующую трехлетку предстоит верстать в условиях жесткой экономии. Министрам было поручено выискивать резервы: урезать незащищенные статьи как минимум на пять процентов. Социалку пока не трогают, но о дополнительной индексации пенсий, мол, придется забыть.

В Минфине признались, что вариантов сверстать сбалансированный бюджет, как это требует руководство страны, немного. Дыру в четыре триллиона рублей, образовавшуюся по понятным причинам, можно закрыть тремя способами – заморозить расходы, взять деньги в Резервном фонде или увеличить доходы. Себе депутаты ничего не урезали и не собираются. Таков стиль работы «эффективных менеджеров», которые могут успешно руководить экономикой лишь при высокой цене на нефть.

А что же с денежным довольствием, от величины которого также зависит размер военных пенсий? Закон № 371 (от 14 декабря 2015 года) установил, что оклады военнослужащих и приравненных к ним в 2016 году не индексируются. Значительное увеличение денежного довольствия в 2012–2013-м вроде как обеспечило повышение уровня жизни личного состава и сотрудников силовых и правоохранительных структур в соответствии с их социальным статусом. Военным и приравненным к ним государство тогда просто вернуло накопленный долг, хотя и без компенсации за прошедшие годы. В результате уровень денежного довольствия поднялся выше среднего заработка в ведущих секторах отечественной экономики.

Как ситуация обернулась потом, хорошо известно. Ни в 2013-м, ни в 2014-м, ни в 2015-м индексации окладов, повторим, не было, а после принятия бюджета на 2016-й стало ясно, что и ждать нечего. В итоге оклады военнослужащих по должности и по воинскому званию с учетом инфляции снизились более чем на 44 процента. Покупательная способность окладов за пять лет упала на треть с лишним. Чтобы вернуться к ситуации, которая была на 1 января 2012 года, их надо повысить более чем на 50 процентов.

Справедливости ради надо сказать, что с назначением министром обороны Сергея Шойгу военнослужащим Вооруженных Сил производились дополнительные выплаты за счет внутренних резервов. Однако дальнейшее их повышение под большим вопросом, так как финансовые возможности МО РФ не безграничны, а сложная экономическая ситуация и военная операция в Сирии скорее всего съедят все имеющиеся запасы.

Среднее денежное довольствие в абсолютных цифрах вроде и не уменьшается. Но по факту уровень жизни военных после 1 января 2012 года продолжает быстро снижаться. Каждый год Минфин, правительство, Госдума, Совет Федерации, повторим, обещают, что это временное явление и в ближайшем будущем государство выполнит свои социальные обязательства перед личным составом и сотрудниками силовых и правоохранительных структур. Но воз и ныне там.

Понятно, что в условиях сложной международной обстановки и экономического спада говорить о повышении уровня жизни одних только военнослужащих сложно. В такой же ситуации сейчас находятся бюджетники, многие гражданские специалисты, пенсионеры, которым в 2016 году прибавили всего 4 процента при официальной инфляции более 12 процентов. Но и загонять в дальний угол проблему поддержания на должном уровне социального статуса военных, ждать, когда из силовых и правоохранительных структур опять начнут уходить самые грамотные кадры, нельзя.

В сложной экономической ситуации в России страдают прежде всего наименее социально защищенные и ущемленные в правах слои населения, к которым отчасти можно отнести, как это ни покажется странным, и служивых людей. Сегодня им могут что-то дать, а завтра забрать или пообещать и тут же забыть об этом. Но если страна, образно говоря, превращается в военный лагерь в окружении натовских баз, то работать на оборону должны все – от слесаря до олигарха. Однако государство почему-то не решается ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц. В результате малоимущие и миллиардеры платят одинаковые 13 процентов. Так и не введена монополия на производство и продажу алкогольной продукции.

Все это воспринимается крайне негативно, особенно на фоне миллионных зарплат и бонусов, выплачиваемых в государственных корпорациях, а также безудержного прибавления зарплаты и различных поощрений сотрудникам Следственного комитета, прокурорам и народным избранникам.

Прокурорские льготы

Как сказал «Военно-промышленному курьеру» бывший член Комитета Государственной думы Российской Федерации по обороне Вячеслав Тетекин, до сих пор не решен вопрос с пресловутым коэффициентом 0,54 процента, которым у военных попросту отняли часть назначенной пенсии.

Когда принимался закон, было решено, что к ней каждый год будет добавляться по два процента. Хотя в этом случае до полной пенсии доживет не каждый военнослужащий, поскольку она сложится лишь через 23 года. Это дискриминация, идущая вразрез со всеми законами в области прав человека. Нарушена статья 55 (часть 2) Конституции РФ, которая гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Более того, государство не может произвольно изменить уже признанный им статус таких лиц и уменьшить обусловленный им объем социальных гарантий. В противном случае подрывается авторитет власти, падает уважение к праву, умаляется достоинство личности.

Подобное ущемление распространяется почему-то исключительно на военнослужащих. Однако делается исключение для военных прокурорских работников, судей, следователей, некоторых других категорий, например гражданских госслужащих. Более того, им назначается пенсия в 100 процентов оклада. Законодательные органы в соответствии с частью 6 статьи 12 ФЗ № 309 (от 8 ноября 2011 года) почему-то не применили ограничительные пенсионные новации в отношении военных судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета РФ, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Тем самым нарушен принцип равенства, установленный статьей 19 Конституции РФ и подкрепленный Конституционным судом в Постановлении № 12-П (от 16 июня 2007 года), где сказано: «В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».

На особом положении оказались федеральные гражданские госслужащие администрации президента РФ и правительства РФ, народные избранники федерального уровня, чиновники различных государственных корпораций. Их должностные оклады были приравнены к воинским. Так что неприменение понижающего коэффициента 0,54 процента к вышеуказанным категориям подрывает систему взаимосвязи всех видов государственной службы, принципы ее построения и функционирования, установленные законодательством, и является дискриминацией. Когда офицер перестает служить, ему почему-то назначают лишь чуть более половины от суммы заработанной и заслуженной пенсии. А теперь предлагается лишить и этого. Разумеется, популярности военной службе такие инициативы не прибавляют.

Хочется верить, что мы живем в демократическом правовом государстве, где Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. А принимаемые правовые акты не противоречат Основному закону (ч. 1 ст. 15).

Увы, государство само завело себя в пенсионный тупик. Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. При наличии политической воли решение найдется.

Похожие публикации