Выявление уровня развития познавательных процессов старших дошкольников. Презентация на тему "диагностика развития познавательных процессов дошкольников". Диагностика познавательной сферы и внимания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Московский университет им. С.Ю. Витте

Факультет управления

Специальность психолого-педагогическое образование

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по психологии развития

Диагностика познавательных процессов дошкольников

Студентки 44.03.02 заочного отделения

Нигамашевой Т.Н.

Преподаватель

д.п.н. Демидова А.Г.

Лысьва, 2014

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии.

В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.

Цель работы: изучить методики диагностики познавательных процессов.

Задачи работы:

1. Изучить методики диагностики познавательных процессов;

2. Развить навыки общения, анализа, оценки и интерпретации результатов диагностики;

3. Сформировать профессиональную направленность.

4.Составить карту психологического исследования. Возраст ребенка 2 года

педагогика психический память

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ «СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на две (три) части (мяч, чайник).

Ход исследования: ребенку предлагается соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая.

Возможен предварительный показ.

В ходе исследования оценивалось: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову; знание названия цвета; речевое сопровождение; отношение к своей деятельности.

Результат: ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

Интерпретация: на основании полученных данных можно предположить у ребенка достаточно высокий уровень целостного восприятия предметной картинки. Основные свойства образа слажены.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Цель: выявление уровня развития памяти

Ход исследования: выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

В ходе исследования оценивалось: понимание инструкции, быстрота, точность выполнения.

Результаты: ребенок быстро понял требования, выполнил 4 действия.

Интерпретация: на основании полученных результатов можно предположить средний уровень развития произвольной памяти.

Использовать надо в речи длинные инструкции (например, просьба принести не один, а два и более предмета или предложить сделать одно действие после другого). Если ребенок не справляется с поручением, повторить всю инструкцию целиком, не разбивая на шаги или помочь ему с помощью наводящих вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мной была достигнута цель, изучены диагностические методики познавательных процессов у детей 1,5-3 лет.

Решены поставленные задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей ранее и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома « Нагляд. Материал для обследования детей» -М.: Просвещение, 2004.-164 с.

Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов.- М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы развития восприятия, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста. Диагностика психического развития детей 6-9 лет. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению особенностей познавательных процессов на примере типов памяти.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2013

    Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Характеристика познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте. Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения. Организация экспериментального исследования уровня внимания детей.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Причины возникновения отклонений в развитии у детей. Упражнения на развитие внимания. Диагностика школьной зрелости у ребенка. Методы диагностики восприятия и воображения.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Воспитание как условие психического развития дошкольников. Графические диктанты для диагностики развития восприятия. Упражнения и задания для диагностики развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Теоретические основы развития познавательных процессов дошкольников: речи, мышления, памяти. Восприятие - необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников. Роль воображения в обучении и воспитании детей. Особенности развития ощущений.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2015

    Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников в ДУ "Детский сад №278, компенсирующего вида"; организация и логика исследования, диагностика состояния.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2012

    Особенности физического и психического развития детей раннего возраста: непроизвольность и ситуативность поведения, сенсорное восприятие окружающего. Развитие воображения, внимания памяти, мышления. Формирование обобщений в предметных действиях ребенка.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2011

    Причины появления кризиса у детей в трехлетнем возрасте. Применение методики для определения уровня психического развития ребенка. Проведение диагностики, направленной на изучение всех сторон психики детей. Особенностей их памяти и уровня мышления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2015

    Теоретические основы исследования развития памяти и анализ её особенностей у детей с задержанным психическим развитием. Составление методики и разработка коррекционной работы по развитию памяти у детей с ЗРП. Применение системы игр для развития памяти.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Б2.У.1 Учебная (ознакомительная) практика

Приложения

Схема оформления психологического исследования (методики)

1.Название методики.

2.Цель исследования.

3.Метод исследования.

4.Результат (прилагаются материалы анкет, эксперимента).

5.Констатирующие выводы.

6.Качественный анализ, возможное объяснение полученных результатов, их оценка.

Приложение 1.

Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста

(2-3 лет)

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания. Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.

Способы выполнения задания . При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.

При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются:

ü хаотичные действия;

ü метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания);

ü метод зрительной ориентировки.

Адекватность действий. Учитывается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.


Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.

Допустимы следующие виды помощи:

ü выполнение действия по подражанию;

ü выполнение задания по подражанию с использованием указательныхжестов;

ü выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

ü количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

ü речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

ü обучаемость (переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях, отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Отношение к результату своей деятельности . Для нормально развивающихся детей характерны заинтересованность в собственной деятельности и в конечном результате деятельности. Безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату - для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка .

Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей.При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах:

ü ребенок не сотрудничает с взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели. (1)

ü ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания. (2)

ü ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания. (3)

ü ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. (4)

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей

2 – 3 –летнего возраста.

Таблица №1

Наименование задания

Возраст детей

2-2.5 года 2.5-3 года
1 Поймай шарик + +
2 Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки + +
3 Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную + +
4 Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец + +
5 Найди парные картинки: две четыре + +
6 Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый) с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий) + +
7 Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей + +
8 Построй из палочек: молоточек из двух палочек домик из трех палочек + +
9 Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка + +
10 Нарисуй: дорожку домик + +

Для проведения обследования необходимо иметь: два детских столика; два стульчика. Желобок с шариком. три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шара одного цвета. две матрешки (трехсоставные), две пирамидки: из трех колец одного цвета; четырех колец одного цвета. Две пары предметных картинок. Восемь цветных кубиков: два красных, два синих, два желтых, два зеленых. Разрезные картинки: первая пара - одна из предметных картинок разрезана на две части; вторая пара - одна из картинок разрезана на три части. Пять плоских палочек одного цвета. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка. Карандаш, бумага.

При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее легких к более сложным.

Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки)

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

Все познавательные процессы в младенческом возрасте выделяются из восприятия, поэтому определить уровень развития познавательных процессов можно по факту того, как ребёнок воспринимает окружающий мир. Например, следит ли за движущимися предметами, понимает ли слова (примерно с 6 – 6,5 месяцев), вызывают ли интерес окружающие звуки и т.д.

Определить уровень развития познавательных процессов детей раннего детства (до 3-х лет) самостоятельно можно из наблюдений за ребёнком и, конечно же, через игру с ним. В этом возрасте ребёнок в состоянии показывать нужные цвета, к трём годам – ориентироваться в размере предметов, поэтому здесь универсальным средством определения уровня развития познавательных процессов будет игра с пирамидкой. Ещё хорошим тестом для диагностики мышления ребёнка трёх лет являются логические кубы, а также разрезные картинки сначала из двух частей, а потом из четырёх. Ну и, конечно же, следует проверить и уровень речевого развития, хотя для этого существуют отдельные методики. В совокупности все эти задания дадут достаточно качественную оценку развития мыслительных процессов ребёнка, а в дальнейшем можно будет говорить и об уровне развития интеллекта ребёнка.

В три – четыре года познавательные процессы начинают приобретать произвольный характер. Это значит, что ребёнок уже способен поставить перед собой цель что-нибудь запомнить, или применить усилие воли, чтобы собрать картинку, или целенаправленно обратить внимание на какой-нибудь объект, исследовать его и т.д. Это получение психическими процессами произвольности заканчивает формироваться только к завершению подросткового возраста. Поэтому, осуществляя диагностику дошкольников, не следует забывать, что тестовые задания должны быть простыми и понятными для ребёнка и не должны утомлять его. Лучше всего диагностировать ребёнка в игре.

Так как проводить тесты интеллекта в этом возрасте ещё достаточно сложно, хорошим методом диагностики развития познавательных процессов является беседа с малышом, в процессе которой выявляется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседу нужно строить в спокойном, доброжелательном и доверительном тоне. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, ни в коем случае не следует выражать своё недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу?

Как называется город (или другой населённый пункт), в котором ты живешь?

Каких домашних животных ты знаешь? А диких?

В какое время года с деревьев опадают листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов беседы: Ребенок получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. В вопросах 1- 4 верными считаются правильные ответы в том числе, когда называются и уменьшительные имена и названия; в вопросе 5 — верно названы не менее 2 диких и домашних животных; в вопросе 6 - «осенью», «когда лето закончилось» и т.п.; в вопросе 7 — «лужи», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.; в вопросе 8 — «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.

Итоговый уровень оценки определяется на основе суммирования всех баллов: 7 — 8 — высокий уровень; 5-6 баллов — средний; А и менее — низкий.

В более старшем возрасте дети проходят полноценные тесты интеллекта для того, чтобы определить уровень сформированности познавательных процессов. Тесты интеллекта состоят из нескольких видов заданий, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, др.).

Если Вам интересно, то Вы можете пройти тест на определение IQ http://ru.real-iq.com/ и узнать свой уровень интеллектуального развития.

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагности­ки познавательных процессов: восприятия, внимания, воображе­ния, памяти, мышления и речи - у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностичес­ких методик для детей определенного возраста понимается ми­нимальный по числу включаемых в него методик набор, необхо­димый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех су­щественных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического разви­тия ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих мето-

1 Методы психодиагностики детей до трёхлетнего возраста здесь не рассмат­риваются по двум основным причинам. Во-первых, таких методик сравнитель­но мало, и из них трудно составить комплекс, который бы охватил все сторо­ны психологии ребёнка и одновременно соответствовал названным выше тре­бованиям. Во-вторых, многие из таких частных методик детально изложены в рамках специальных пособий (например, в кн.: Урунтаева Г.А., Афонъки-на ЮЛ. Практикум по детской психологии. М: Просвещение, Владос, 1995).


дик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка от­дельных познавательных процессов, сравнивать между собой сте­пень развития у него же разных познавательных процессов и сле­дить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандарти­зация предполагает использование для всех методик единой оце­ночной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это от­носится не только к диагностике дошкольников, но и детей лю­бого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать по­казатели психологического развития, выражаемые в стандарти­зированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, нахо­дящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов - о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Пока­затели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего пси­хологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.


Там, где установить стандартную систему оценок было труд­но (в основном это касается методик, предполагающих развер­нутую качественную характеристику изучаемого психологичес­кого свойства), предложены иные, нестандартные способы оцен­ки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим обра­зом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией 1 , да­ются способ оценки полученных результатов, процедура и усло­вия выводов об уровне развития ребенка на основании получен­ных данных. Текст всего стандартизированного комплекса ме­тодик завершается представлением Индивидуальной карты пси-

1 Все методики представлены и описаны так, чтобы, пользуясь текстом кни­ги, по ним можно было проводить практическую психодиагностику, оценивать результаты, делать необходимые заключения, выводы и практические рекомен­дации.


Часть I. Психологическая диагностика

хологического развития ребенка, в которую вносятся все показа­тели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся по­вторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели - баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описы­ваемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отра­жающие достигнутый уровень развития, касаются детей пяти-шестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полу­ченным им показателям прямо можно делать заключение об уров­не его психологического развития. Эти же показатели примени­мы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т.е. рассматриваться в срав­нении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста.

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пяти-шестилетнего возраста в результате его психодиагностики по ме­тодике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологичес­кого развития должен быть, соответственно, оценен как очень вы­сокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического раз­вития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилет-него возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действи­тельно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полу­ченные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свиде­тельствовать о высоком уровне психологического развития дан­ного ребенка по отношению к основной массе сверстников. По­этому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относи-


Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

тельно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по срав­нению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том слу­чае, если при пользовании данной методикой установлены соот­ветствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отноше­нию к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весь­ма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показате­ли уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не од­на, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различ­ных сторон. Сделано это не только для получения надежных ре­зультатов, но и по причине многогранности самих диагностиру­емых психологических явлений. Каждая из предложенных ме­тодик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплекс­ную, разностороннюю оценку всех психологических особенно­стей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте ин­дивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пяти-шестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака

7-9 баллов

– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек

4-6 баллов

– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек

2-3 балла

– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл

– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

Рис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

10 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов

– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

Рис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов

– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов

– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов

– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов

– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла

– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл

– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

Выводы об уровне развития

баллов

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов

– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов

– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла

– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл

– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Методика «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»


Похожие публикации