Ювелирные тенденции викторианской эпохи. Винтажные украшения: история и современность Украшения в викторианском стиле

Поговорим об украшениях для девушек.

Какие стили актуальны?

Еще в древние времена женщины старались украшать себя.

В те времена считались актуальными бусы, амулеты, которые были отделаны из натурального природного камня. Распространенными формами украшений были глаз, сердце. Со временем мастера научились создавать красоту из благородных камней и драгоценных ювелирных металлов.

Греки и римляне славились модой на драгоценности. В Древней Руси женщины носили ожерелья из жемчуга, граната, браслеты (зарукавья). На сегодняшний день существует множество стилей, а женские украшения стильные доступны каждой красавице. Сегодня модными считаются викторианский стиль, модерн (Ар Нуво), джазовый модерн (Ар Деко), гиперреализм, сюрреализм и др.

Рассмотрим эти направления в отдельности.

Викторианский стиль в украшениях для девушек

Викторианский стиль вобрал в себя целый букет различных направлений. Это романский, рококо, немного готического, классицизма, ампир, доля арабской и азиатской нотки, мотивов. В те времена, когда бразды правления были в руках королевы Виктории, пользовались популярностью женские украшения 19 века из золота.

Когда королева стала вдовой мода резко изменилась, а в ювелирных украшениях появился новый черный цвет. Камни черного цвета, такие как морион, оникс, агат были инкрустированы во многие ювелирные оправы. Ювелирные красоты приобрели нотку готики.

В те времена Англия отличалась немного жестким подходом в правлении. В украшениях присутствовал дух сентиментализма и символизма. Актуальными были украшения в форме купидонов, голубей, сердец, что символизировало любовь, морского якоря, что говорило о надежде, змеи, что характеризовало вечную любовь.

Сегодня викторианский стиль пользуется огромным спросом. Молодежь стимпанк непременно выбирает именно этот стиль в плане предпочтения украшений. Такие украшения необычны по своему виду и весьма стильные. Камни, камеи, гайки, шурупы, шестеренки, пружинки придают украшениям неординарности! Стимпанк коснулся не только украшений, в данном стиле сегодня выпускаются автомобили, мотоциклы, компьютерная техника, часы и т.д. Это говорит об актуальности стиля и спросе на него.

Украшения в стиле Модерн (Ар Нуво)

Такой стиль набрал популярность к 1980 году, то есть он сравнительно новый. Изящные линии, манящие формы – главный акцент. Ювелирные изделия в сочетании с женскими очертаниями стали основой такого стиля. Не только женская фигура стала олицетворением модерна. Актуальными считались изображения животных, насекомых, змей, птиц и цветов.

В искусстве Ар Нуво особую ценность украшениям придавали не бриллианты и драгоценный металл, а замысел и работа мастера. Авторские редкостные работы, считались эксклюзивными, поэтому ценились высоко.

Рене Лалик является очень популярным представителем данного стилевого течения в виду того, что он открыто и смело экспериментировал, используя разнообразные материалы в украшениях. Это были самые невообразимые сплавы металлов, янтарь, рог, стекло, панцирь черепахи, камни.

Американская компания «Тиффани» внесла существенный вклад в развитие и популярность стиля Ар Нуво. Отблеск и нотку модерна можно увидеть в коллекции их популярных украшений.

Украшения для девушек в стиле Джазовый модерн (Ар Деко)

Сразу после Первой мировой войны на свет появился стиль Ар Деко. Это замысловатые геометрические фигурки, интересные динамические линии, невообразимые цвета. Ар Деко объединил в себе несколько других направлений, а именно египетский, китайский, русский, геометрический стили.

Популярные ювелиры из Франции были воодушевлены русским стилем с нотками римского, греческого, египетского искусства, которые так ярко представлены в коллекции украшений. Джазовый стиль – это украшения необычной формы, которые смотрятся достаточно авангардно. Простота в сочетании с роскошью по душе многим современным девушкам. Антикварные женские украшения вызывают искренний интерес у представительниц слабого пола.

Украшения для девушек в стиле Гиперреализм

Что объединил в себе этот стиль? Какая задумка лежит в его основе? Изначально идеей стиля стало воспроизведение объектов и идей в украшениях из реального мира. Это могут быть украшения в виде дамской сумочки или ключиков, туфельки и т.д. К примеру, француз Жилем Жонеман разработал идеальное творение – это подвеска с красивым бриллиантом «разводной ключ». Достаточное оригинальное творение для гениальных людей.

Также в известных ювелирных коллекциях Roberto Coin можно наблюдать колье в виде змеи, кольцо в форме скорпиона, кольцо, украшенное головой орла или быка.

Украшения коллекции Gavello также вызывают жуткий интерес у модниц – подвеска с кулончиком, имитирующим живую бабочку в полете, подвеска с кулончиком в виде черепа, кольцо, украшенное черепом. Нет границ фантазии для творческих людей. К тому же, модницам такие сюрпризы по душе.

Украшения в стиле Сюрреализм

Сюрреализм – это яркое отображение подсознания человека. Это настоящий парадокс! Нотки сверхреализма с абсурдностью вызывают настоящий ажиотаж. В украшениях виднеется отклик реальных предметов, которые некоторым образом изменены.

То есть, как в жизни. Глядя на один предмет, каждый из нас даст ему свою оценку, у каждого будет свое видение. Кто-то видит плохое в прекрасном, а кто-то недопустимое в допустимом.

Сальвадор Дали – лидер искусства и отец стиля сюрреализм! В его манере созданы множество украшений, которые «взорвали» мир моды и перевернули сознание и представления многих ценителей.

Последовали стилю сюрреализм дизайнер мексиканского происхождения Сержио Бустаманте, ювелир с немецкими корнями Клаус Боненбергер. Это истинные украшения для настоящих неординарных людей.

Каждая женщина старается предпочесть креативные украшения, которые идеально будут гармонировать с ее стилем, подчеркнут ее красоту, глубину глаз. Кто-то предпочитает носить золото, кто-то серебро, другие же любят бижутерию. На вкус и цвет товарищей нет!

Неважно любите ли вы украшения ручной работы, эксклюзивные ювелирные изделия или бижутерию, сделать себя прекрасной и рассказать о своем нраве можно!

Главное, ориентироваться в стилях, чтобы не придать внешнему виду чрезмерной скуки или абсурда.

Будьте прекрасны!

А какой стиль вам по вкусу? Какие украшения (металл, драгоценные камни, бижутерия) вы предпочитаете носить?

После стиля ампир искусство XIX века вступило в полосу историзма. Стили украшений, подчиняясь общим тенденциям, соответствовали псевдостилям, отражающим особенности искусства прошлых эпох: неогрек, неорококо, неоготика и др. Кроме того, развитие торговли способствовало появлению китайских, индийских, японских, персидских мотивов в искусстве, что обозначалось одним термином – «восточный стиль». Таким образом, стили украшений XIX века характеризовались эклектикой из-за разнообразия факторов, влияющих на их формирование. Среди этой неразберихи выделяется викторианский стиль, активно используемый при создании современных украшений. Итак:

Стили украшений XIX – XX вв.

Украшения в викторианском стиле

Период правления королевы Виктории ознаменовался экономическим подъемом и стабильностью во всех сферах жизни Великобритании. Стремление к роскоши в этот период обусловлено укреплением буржуазии и самоутверждением этого класса. Викторианский стиль представлял собой смешение элементов из целого ряда стилевых направлений: романского стиля, готики, рококо, классицизма, ампира, включая арабески и азиатские мотивы.

Стили украшений (часть 3) - фото: колье в стиле неоэтно; браслет в стиле стимпанк; подвеска в стиле этно

Украшений было много, однако единства в них не было. В начале правления королевы Виктории популярны были золотые украшения, в средний период, когда она овдовела, в ходу были ювелирные изделия с черными камнями - ониксами и др.
Жесткие моральные нормы английского общества, препятствующие свободному общению мужчин и женщин, способствовали распространению символизма и сентиментализма в украшениях: сердца, голубки, купидоны – символы любви еще со времен средневековья, вновь были в чести; морской якорь – знак надежды; змеи, захватывающие свой собственный хвост – эмблема вечной любви. Цвет камня выбирался не случайно – первые буквы его названия соответствовали имени возлюбленного.


Фото 2: украшения в стиле Арт Деко

Из-за эклектики, царившей во всем: в архитектуре, интерьере, экстерьере и украшениях - викторианский стиль подвергался резкой критике со стороны художников и творческих людей своего времени, однако сегодня он – один из самых популярных у молодежи. Его актуальность связана с направлением стимпанк в фантастической литературе, основоположником которого стал Кевин Джетер: первое описание стимпанка было в романе «Ночь Морлоков» в 1979г.
Стимпанк (букв.- «паропанк») - это реальность, которая могла бы быть при альтернативном пути развития человечества, то есть при совершенствовании паровых машин. В украшениях стимпанка используются образы и символы Викторианской эпохи, однако, помимо камней и камей, в их композицию органично вписываются элементы из мира механики - гайки, шестеренки, пружины и др. Получается очень оригинально: необычно, фантастично и современно! Стимпанк с каждым годом становится все популярней, проникая во все сферы жизни: компьютерная техника (монитор, «мышь», клавиатура), часы, автомобили и мотоциклы – все может быть выполнено в этом стиле.


Фото 3: набор в викторианском стиле (подленник); подвеска в стиле Лалик; бант в стиле Арт Деко

Украшения в стиле Ар Нуво (модерн)

Великолепный, потрясающе красивый, декоративный стиль Ар Нуво (фр. Art nouveau – новое искусство) сложился в искусстве к 1890 году. Характерными особенностями стиля являются: подчеркнутая декоративность форм и линий, преобладание плоскостных изображений, стремление уподобить рукотворные формы природным и наоборот.
Инновацией этого стиля является изображение обнаженного женского тела в композиции ювелирных изделий, что стало возможным в связи с эмансипацией. Другими актуальными мотивами были изображения цветов, змей, насекомых и животных. Мир насекомых оказался полон изящных созданий: бабочек, стрекоз, цикад, пауков, изображения которых смотрелись оригинально в виде брошей. Змеи с их потрясающе гибкими телами и экзотической фактурой шкуры тоже были мотивом творчества, являясь символом жизни и вечности. Цветы с их пышностью и витиеватыми линиями – орхидеи, лилии, ирисы, хризантемы и др. – изображались не только в период цветения, но и в виде ростков, бутонов, и в пору увядания, что символизировало периоды жизни человека – юность, зрелость, старость. Птицы – лебеди, павлины, ласточки – привлекали дизайнеров красотой плавных линий и оперения, которые соответствовали особенностям стиля


Фото 4: брошка в стиле Арт Деко, брошь-стрикоза и следующая брошь стиле Арт Нево


Произведения ювелирного искусства стиля Ар Нуво были не статусными аксессуарами из золота и бриллиантов, а средством выражения чувств человека. При этом ценилась не стоимость материалов украшения, а идея и его виртуозное исполнение. Стиль Ар Нуво заложил основы дизайна, когда эксклюзивное, авторское произведение ценится значительно выше, чем рядовая драгоценность.
Самым ярким представителем Ар Нуво в ювелирном искусстве был Рене Лалик (1860 – 1945) – революционер, смело экспериментировавший с самыми различными материалами. Следуя веяниям времени, он предпочел золоту и бриллиантам не применявшиеся ранее материалы - сплавы металлов, янтарь, рог, черепаший панцирь, стекло, поделочные камни. Его ювелирные изделия – образцы высокого искусства и максимальной выразительности идей стиля Ар Нуво.
Большой вклад в развитие этого стиля в ювелирных изделиях внесла американская компания Тиффани.


Фото 5: колье под стиль Стимпанк и подвеска в стиле Арт Нево

Украшения в стиле Ар Деко («джазовый модерн», «стиль зигзаг»)

После Первой мировой войны в искусстве сформировался стиль Ар Деко ("Art Deco"), название которого говорит само за себя: это - стиль украшения изделий всеми мыслимыми и немыслимыми способами! Декор покрывал поверхности стен и потолков, мебели и посуды, одежды и обуви: все, что видят глаза! Это способствовало созданию ощущения роскоши, благополучия, успеха и процветания. В одежде, усилиями и Мадлен Вионе, он быстро сошел на нет, а в архитектуре, интерьерах и ювелирном искусстве – задержался до 40-х годов.
В композиции украшений Ар Деко предпочтение отдается динамичным линиям, геометрическим фигурам и чистым цветам. В рамках Ар Деко существовало несколько микро-стилей, а именно:
  • геометрический (испанский или латиноамериканский) стиль, в котором украшались портсигары и пудреницы;
  • китайский стиль, в котором создавались интерьеры с использованием лаков и картин на шелке;
  • египетский стиль, в котором решалась одежда и ювелирные украшения – колье, броши, браслеты, серьги;
  • русский стиль – появившийся в 20-е годы в связи с притоком эмигрантов из России и открытием ими Домов мод и ресторанов русской кухни; проявился в бешеной популярности русской вышивки в костюме и ее мотивов – в ювелирном искусстве.


Фото 6: брошь рубиновые губы (Дали); украшение в стиле Арт Нево; стиль лалик


Парижские ювелиры - Луи Картье, Жорж Фуке, Мобуссэн, Фредерик Бушерон, Лаклош Фрэр были воодушевлены русскими сказочными узорами, которые прекрасно вписывались в композицию ювелирных изделий геометрических форм. В ювелирных украшениях Ар Деко причудливо переплетались мотивы национального искусства, творений египтян, греков, римлян с элементами конструктивизма, кубизма, Ар Нуво, футуризма, абстрактной живописи. Изделия в стиле Ар Деко выглядели необычно и являлись авангардными для того времени: на смену традиционным круглым и овальным формам камней пришли треугольники, прямоугольники и трапеции с новыми видами огранки, металла не было видно из-за нового способа крепежа камней. Одновременно сочетая в себе простоту и роскошь, стиль Ар Деко актуален в ювелирном искусстве и в наши дни, ведь он является чисто декоративным стилем, наиболее приемлемым в украшениях.


Фото 7: часы и серьги - стимпанк, кулон Дали

Украшения в стиле «актуальное искусство»

Ювелирное искусство отставало от процессов, происходящих в обществе, что связано с высокой стоимостью изделий: никто не хотел рисковать! Стиль Ар Деко продержался в ювелирных изделиях до 1950 года, однако объемы продаж стали снижаться. Изменения в ювелирном искусстве произошли после проведения в 1953 г. фирмой «Де Бирс» конкурса под названиием название «Алмазная международная премия» (Diamonds International Awards - DIA). Нестандартный дизайн, изменение отношения к металлам, которые стали равноправными с драгоценными камнями элементами изделий, расширение ареала применяемых материалов, абстрактные композиции, использование принципов кубизма и конструктивизма, эстетики промышленных форм – далеко не полный перечень особенностей стиля «актуального искусства», характерного для современных ювелирных изделий, начиная с 60-х годов XX века.


Фото 8: викторианский артифакт; подвсеска Арт Нево; викторианский музейный экспонат

Украшения в стиле гиперреализма

Точное воспроизведение объектов реального мира получило название «гиперреализма» - стиля, характерного для современного ювелирного искусства. Примером может служить подвеска с бриллиантом под названием «Разводной ключ», созданная французским дизайнером Жилем Жонеманном.


Украшения в стиле сюрреализма

Сюрреализм – это сверхреализм, для которго характерно изображение объектов в реалистической манере с некоторыми изменениями. Лидером сюрреализма в искусстве был Сальвадор Дали, который изготовил и ряд авторских украшений в присущей ему манере. Среди ювелиров есть последователи этого направления, например, Сержио Бустаманте, Клаус Боненбергер.
Стили украшений XX века характеризуются разнообразием: дизайнеры самого консервативного вида искусства, наконец, обрели свободу в своем творчестве.

По просьбе модератора этого сообщества и по личному убеждению, что нельзя, всё же, лишать людей такого потрясающего(во всех смыслах) материала, возвращаю этот пост и сразу же, дабы не томить вас, следующим постом опубликую вторую его часть.

Никто не был такими приверженцами спиритизма, никто не заходил так далеко в представлениях о продолжении жизни после смерти, как английские или американские спириты и их предшественники. Наконец, не все разделяли экзальтацию, присущую семейству де Ла Ферронэ. Однако не было в XIX в., несомненно, почти никого, кого рано или поздно не посетило бы новое чувство: невозможность смириться со Смертью другого человека - и кто не проявил бы этого чувства.
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть замечательная коллекция украшений. В одной из витрин собраны те, которые имеют отношение к похоронам или Увековечению памяти об усопшем.

Викторианское траурное кольцо

Ряд этих украшений позволяет проследить эволюцию от "memento mori "к «сувениру». Старейший из экспонатов представляет собой портативное, но все же довольно громоздкое "memento mori" елизаветинской эпохи: маленький золотой гробик размером с табакерку, а в нем серебряный скелетик. При виде этого произведения искусства человек предавался медитациям о неминуемой кончине, что полностью соответствовало тогдашней традиции трактатов, духовно подготавливавших к смертному часу.
Далее идет уже настоящее украшение: золотой кулон, опять-таки в форме гробика, и в нем локон умершего. На крышке медальона сделана крошечными буквами надпись по-английски: «П.Б. умер в 1703 г. в возрасте 54 лет». В течение столетия гробик перешел из "memento mori" в "меморию", «сувенир», сохраняющий память об умершем и материальную частицу его самого; изменилось и содержимое: скелетик, призванный напоминать о бренности всего сущего, сменился прядью волос любимого человека.
Другое миниатюрное изделие рубежа XVII- XVIII вв. соединяет в себе оба мотива. Оно изображает маленькое двухярусное надгробие: внизу, на каменной плите, покоится скелет в виде лежащей статуи, а наверху двое ангелов возносят к небу медальон, где за недостатком места вместо портрета усопшего красуются его инициалы, фон же образует переплетение его волос. Скелет относится еще к традиции "memento mori", остальное - к новой традиции «сувениров».
Оба эти украшения в своем роде уникальны. Зато в очень многих произведениях ювелиров XVII в. повторяется с незначительными вариациями мотив миниатюрного надгробия - не мрачного памятника в интерьере церкви, а стелы или погребальной урны античного образца, рядом с которой заплаканная женщина, а с ней ребенок или маленькая собачка. Нетрудно узнать здесь уже упоминавшуюся "mourning picture", сведенную до размеров миниатюры. Фон часто сделан из волос умершего.
И так, тема все та же - надгробие. Но его вид и функция изменились. На смену страху смерти и побуждению к благочестивым медитациям пришло воспоминание о покойном. На одном из украшений, датируемых 1780 г., стоит надпись: «Пусть святые обнимут тебя с любовью, подобной моей». В XIX в. изображение надгробия, в свою очередь, исчезает. Украшение этого времени - простой медальон, очень часто с портретом усопшего и одним-двумя его локонами. Из прядей волос делают также цепочки и браслеты. Прядь волос сама по себе становится носителем памяти о дорогом умершем. Тема смерти как бы стирается, а остается - заменителем тела - его нетленный фрагмент.

ЧТО ТАКОЕ ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ?

Часто во время траура надеваются драгоценности, которые принадлежали умершему, в знак памяти о нем. Многим людям ношение вещей, принадлежавших любимому человеку, каким-то образом облегчает участь скорбящего. Самые ранние траурные драгоценности были найдены в Европе и относятся к XV-XVI векам. Это кольца и брошки со вставками в виде черепов. В XVIII веке стали очень популярны украшения из волос умершего. С XIX века траурные украшения становятся весьма разнообразными. Это кольца, браслеты, колье, серьги, булавки для галстуков, браслеты и цепочки для часов, кошельки, сумочки, трости, траурные манжеты на женских шляпках из связанных и завитых страусовых перьев, вышивки из стекляруса на траурных платьях.

ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ВОЛОС

Во многих религиях и верованиях волосы издавна считались символом жизни, а потому были связаны с похоронными традициями во многих культурах. Это доказывают росписи египетских гробниц, где изображены сцены, показывающие фараонов и цариц, меняющих заколки для волос как символ бессмертной любви. В Мексике индейские женщины держали волосы, выпавшие во время расчесывания, в специальном сосуде, который после их смерти укладывали с ними в могилу, для того чтобы душа не устала в поисках отсутствующих частей тела, и таким образом задержался ее переход в другой мир. Ремесло изготовления украшений из волос попало в Европу в средние века. В конце XVIII века в Англии их делали из локона, под которым располагалась надпись «В память», и все это окаймлялось жемчугом.
Украшения из волос стали модными в США во время гражданской войны. Когда солдат уходил из дома, то оставлял прядь (иногда больше) волос в семье. Если солдат погибал, то из его волос делали траурное украшение, например колье. Упоминание о таком колье есть в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Чаще всего локон помещался в медальон. Медальоны делали из золота или металла, покрытого черной эмалью, иногда на них была надпись «На память» и инициалы или имя погибшего. Известная исследовательница моды тех времен англичанка леди Годи, посвятившая своим исследованиям серию книг, поддерживала продвижение моды на украшения из волос. Об этом говорит выдержка из книги выпуска 1850 года: «Волосы - это одновременно и самый изящный, и самый современный материал, который может пережить нас, подобно любви. Они настолько легкие, мягкие и так далеки от мыслей о смерти, что, имея локон волос, принадлежавший ребенку или другу, мы можем посмотреть в небеса и сказать: «Твоя часть сейчас здесь, со мной, что практически то же самое, если бы ты был сейчас рядом». Книга леди Годи напоминала читателям, что в соответствии с траурным этикетом на второй день траура можно было носить брошь или браслет, сделанные из волос, с застежкой из золота или металла, покрытого черной эмалью. Даже цепочку от часов или простую золотую пряжку разрешалось носить во время траура, только если в их оформление были включены волосы.
Изделия из волос изготавливались за круглым столом, в центре которого было отверстие. В зависимости от высоты стола работа проходила сидя или стоя. Высота рабочих столов для женщин обычно составляла 81-84 сантиметра, а для мужчин - 1 метр 22 сантиметра. Подготовка материала являлась важной частью процесса. Сначала волосы кипятили в воде с содой в течение 15 минут. Эта процедура позволяла обезжирить волосы и сделать более прочными. Потом их сортировали по длине и разделяли на пряди по 20-30 волосков. Для большинства украшений требовались длинные волосы. Например, для браслета среднего размера нужны были волосы длиной 50-70 сантиметров. Почти все украшения делались с использованием формы, которая была присоединена к центральному отверстию рабочего стола, или с использованием твердого материала. Когда украшение было готово, его отправляли к ювелирам для изготовления оправы.

ТРАУРНЫЕ КОЛЬЦА

Одним из наиболее распространенных траурных украшений были и остаются кольца. Еще у древних славян перед погребением их снимали с усопшего, чтобы они не сдерживали душу, выходящую из тела. Снятые кольца носили родственники покойного в знак траура по нему. Древние варяги носили кольца во время траура, оберегая себя от различных негативных воздействий духа умершего. В средние века в Европе траурные кольца преподносились членами семьи умершего друзьям. Одно из ранних таких украшений, дошедших до нас, - английское кольцо XV столетия, украшенное черепом, червем и именем покойного. Основная идея головы смерти (черепа) использовалась в траурных кольцах до XVIII века. Кольцо, преподнесенное родственникам после казни Чарльза I в 1649 году, демонстрирует глубоко вырезанное изображение короля на одной стороне, а череп и корону - на другой. Внутри кольца надпись: «Слава Англии умерла».
В XVII-XVIII веках преподнесение траурных колец было символом положения в обществе. Многие зажиточные люди включали в свои завещания инструкции о том, какими должны быть кольца, и сколько должно быть их сделано. Английский летописец и должностное лицо Военно-Морского флота Сэмюэль Пепис (1633-1703) пожелал, чтобы на его похоронах были розданы 129 колец траура. В XVIII столетии траурные кольца делали в виде спиралей с использованием белой эмали при смерти неженатого человека и черной - женатого. Имя, возраст, даты рождения и смерти были написаны на спирали. Кроме того, там помещались изображения похоронных урн, гробов, змей, ветвей плакучей ивы, скорбящих женских фигур, миниатюры оплаканных в окружении маленьких жемчужин. В России XVIII века траурные кольца вручались всем пришедшим на похороны.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАУРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Классическим материалом, используемым для этих целей, является черный янтарь, или гагат. Он используется в этом качестве в течение тысячелетий. Черный янтарь - твердый, подобный углю, материал. Его формирование относится к тому времени, когда полузатопленный лес погружался на дно океана и заваливался грязью. Посредством высокой температуры, давления и химического воздействия древесина преобразовалась в компактное, хрупкое черное вещество. Этот камень использовался еще древними египтянами и греками. В средние века существовало поверье, что его блестящая поверхность отводит злые взгляды, а нагретый гагат отгоняет змей и злых духов. Лучший черный янтарь был добыт в начале XIX века в графстве Йоркшир в Англии. Ювелиры сочли этот камень легким и чрезвычайно подходящим для гравирования. Из него выходили прекрасные большие медальоны, брошки, браслеты и ожерелья. После ранней смерти мужа, принца Альберта, королева Виктория постановила, что только драгоценности из гагата должны были носиться при дворе в течение первого года траура. На сегодняшний день существует дефицит черного янтаря, поэтому изделия из него имеют большую ценность. Наиболее ранние экземпляры украшений находятся в частных коллекциях. Из-за нехватки гагата стали появляться его имитации. Одна из них - французский черный янтарь. Это черное стекло, производимое в США с 1893 года. Оно тяжелее настоящего гагата и используется главным образом для изготовления бусинок и мелких изделий. В Соединенных Штатах также производился материал, сделанный на основе оникса, который обрабатывался кислотами и колеровался для придания ему тусклого черного цвета. Чуть позже появились изделия из окрашенного рога и эбонита. В 1842 году в Париже был представлен еще один заменитель черного янтаря - гуттаперча. Это черный или коричневатый резиновый материал, сделанный из сока малайского дерева. Очень прочный, он пришелся по вкусу викторианцам, а потому многие медальоны, брошки, браслеты и трости были сделаны из него. Кроме гагата и его имитаций, для изготовления траурных украшений использовались и используются черный турмалин (шерл), черный гранат (меланит), черный обсидиан - природное вулканическое стекло, непрозрачные камни - агат, оникс, хризоберилл, а иногда даже бриллиант.
Ношение траурных украшений предписывалось только на время строгого траура. Во время нестрогого траура и полутраура разрешалось носить жемчуг, аметисты, изделия из серебра.
Можно говорить о том, что конец XIX - начало XX века стали закатом траурных ювелирных изделий. Это было связано со смертью королевы Виктории, началом Первой мировой войны и феминистским движением.
Сегодня правила траура не так строги, хотя ограничения в ношении украшений все-таки существуют. Сейчас во время траура можно надеть жемчужные серьги, бусы, скромную небольшую брошь, изделия из серебра или тусклого золота и, конечно же, из черного янтаря.


Ювелирные украшения Викторианской эпохи (1837-1901) – это величие и помпезность, чувственность и романтизм.

Становление ювелирной моды этого периода обусловлено личностью самой королевы, - вкусами, представлениями о прекрасном. И даже события жизни Виктории находили свое отражение в ювелирном искусстве.

Чувственность и добродетель, религиозность и сентиментализм, интерес королевы к Шотландии и любовь к природе находят свое отражение в ювелирном деле Викторианского периода.

Ювелирные тенденции Викторианской эпохи

Ювелирные мастера изготавливали броши и медальоны в виде сердца, подковы, якоря, - как символ любви, удачи, верности.

Спортивная и морская тематики, анималистика и растительные мотивы нашли свое отражение в ювелирном искусстве того времени. Бабочки, голуби, цветочная символика, - популярные элементы ювелирных изделий и аксессуаров для волос, - заколок, гребней.

Возвращение моды на украшения в виде змеи (браслеты, кольца) и «eye jewelry» (подвес с изображением глаза дорогого человека) также приходится на период правления Виктории.

Камеи с изображениями людей, памятные изделия с вставками из волос, украшения из агата стали практически национальным брендом Великобритании.

После смерти мужа, - принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, Виктория долгое время носила траур и не появлялась на публике. Данный период сказался на всех сферах общественной жизни Великобритании, в том числе и на ювелирной. Траурная тематика оставила неизгладимый след в ювелирном искусстве того времени.

В годы правления Виктории материал ювелирных изделий также был предметом для экспериментов. Наряду с традиционными драгоценными металлами - золотом и серебром - создавались украшения из алюминия и стали. Сталь, граненная особым образом (так что круглые детали украшения могли играть, словно бриллианты), ценилась дороже золота.

Ювелирные изделия ручной работы, выполненные в индивидуальном порядке, изготавливались для зажиточных слоев. Для среднего класса украшения производились механическим способом.

Еще несколько десятилетий назад украшения Викторианской эпохи не вызывали интереса со стороны коллекционеров, однако сегодня именно эти вещи на пике популярности и пользуются особенным спросом.


В то время украшения в Англии производились из 15-ти каратного золота.

Наверное пора создавать библиотеку на БУСИНКЕ (или копилку)

Итак, начнем, благословясь….
Обещала сделать подборку по стилям, думаю пригодится всем не только для создания украшений.

Поскольку ближайший вопрос встал о создании снежинки в Викторианском стиле к Новому году, начну, пожалуй, с него.

Итак: откуда что взялось…. И чем нам это грозит….

Викторианский стиль
В Григорианские времена было очень модным носить сразу много браслетов, включая браслеты с золотыми лентами и браслеты из шелковых лент. Браслеты с драгоценными камнями и алмазами оформлялись в геометрическом стиле. В эту пору широко использовалось золото.

Викторианская эра принесла изменения в женскую моду, включая стили ювелирных украшений.
Серьги стали длиннее и теперь свободно свисали, браслеты стали жесткими и обычно носились попарно. Застегивающиеся браслеты стали очень модными.

ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ - условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца - консорта Альберта (1819-1861).

В этот период в Великобритании сформировался Викторианский стиль, отличавшийся разнообразием форм, богатыми украшениями и помпезностью. Впоследствии Викторианский стиль распространился по всей Европе.

Легендарная королева Виктория начала править страной в возрасте восемнадцати лет, со временем юная королева превратилась, как сказали бы сейчас, в настоящую икону стиля целой эпохи.
Ювелирные изделия викторианской эпохи – это, как правило, украшения, изготовленные из желтого или розового золота, инкрустированные бриллиантами или самоцветами. Часто на украшения наносили гравировку инициалов владельца, невероятно популярны были камеи с изображениями людей, которым они были посвящены, а также разнообразные медальоны, в которых хранили локоны волос, лепестки сухих цветов и другие дорогие сердцу владелицы либо владельца украшения, вещи. Часто на викторианских украшениях можно встретить изображение змеи, в то время это пресмыкающееся считалось символом вечной любви, особо популярными такие украшения стали после того, как Альберт Саксен-Кобург-Готский подарил королеве перстень с украшенной драгоценными камнями змейкой.


Начало Викторианской эпохи было преисполнено безудержного оптимизма.
В это время Англия переживала период промышленного подъёма и становилась мастерской мира.
Викторианский стиль - это на фоне стилистически неопределёного декора, без всякого порядка и разбора, помещалось множество не нужных предметов. Викторианский стиль присутствовал и в украшениях и домашнем интерьере и в архитектуре и во многих ещё вещах. Викторианизм считался атрибутом роскошной жизни.




Украшения в викторианском стиле
Викторианская эпоха – это время правления в Великобритании Королевы Виктории, т.е. конец XIX начало XX в. Несмотря на то, то украшения в викторианском стиле имеют характерную стилистику, в целом они относятся к более широкой классификации – украшения романтизма .
Во времена правления королевы Виктории создавались украшения, объединявшие в себе несколько стилей – готический, ампир, классицизм и романский.




Популярны были ювелирные изделия из золота с черными драгоценными камнями.
Сентиментализм того времени отображался в кулонах и брошках в виде сердец, голубей, цветов и купидонов. Интересно то, что цвет камня выбирался не случайно. Он должен был соответствовать первым буквам имени влюбленного или влюбленной. В наше время такие украшения очень популярны. Они добавляют образу аристократичности, роскоши и изыска.




Украшения ранней Викторианской эпохи (период романтизма ) были легкими и воздушными и состояли из небольших недорогих самоцветов и мелкого неровного жемчуга. Среди элементов дизайна выделялись завитки, цветочные мотивы и многоцветное золото.

Раннюю Викторианскую эпоху называют также Романтичным периодом и тому есть веские основания. Новая королева была молода, трепетна, полна жизни и страстно влюблена в своего супруга-консорта – Альберта. Виктория обожала драгоценности и носила их во множестве. Естественно, королевский двор, а за ним и вся страна подражали вкусу королевы. Золото в любом виде, иногда с финифтью (финифть - древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси из Византии в 10 веке, «финифтис» - греч. блестящий) и драгоценными камнями – было повальным увлечением. Большой популярностью пользовались модные смелые кабошоны (кабошон - способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором камень приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней) и подобранные по сочетанию комплекты из 4-х или более ювелирных изделий. В вечерних нарядах царствовали золото и дорогие драгоценные украшения.



Днем же надевали украшения менее шикарные и менее дорогие: подходящими материалами для этого считались слоновая кость, черепаховый панцирь, отборный жемчуг и кораллы. Серьги были длинными и свободно свисали, покачиваясь. Браслеты же были либо гибкими, либо жесткими и часто их надевали парами. Особенно большим успехом пользовался браслет в виде ремешка с пряжкой. Ожерелья носили короткие, в центре – с камнем, который можно было отделить и использовать отдельно либо как брошь, либо как кулон.
Викторианцы отличались романтическими представлениями о естественной природе, и представления эти были, без сомнения, подпитаны философскими идеями Джона Раскина о красоте и Боге. Поэтому викторианцы обожали изображения флоры и фауны, отраженные в их ювелирных украшениях. Сама же Виктория любила мотивы со змеями, считая их символами верности и любви. Дизайн украшений этого периода часто выражал чувство, настроение. Кольца, браслеты и медальоны зачастую заключали в себе прядь волос любимого человека. Изображения и гравированные послания персонализировали дизайн ювелирного изделия. (fashion.artyx.ru)

С 1950-х гг. XIX в. начинается движение Готического Возрождения, которое принесло с собой возрождение искусства живописи по эмали, и после долгого затишья на ювелирную сцену возвращаются изысканные украшения.
В середине 1950-х гг. XIX в. также гораздо чаще начинают применяться драгоценные камни всевозможных размеров, форм и цветов, но предпочтение все равно отдавалось крупным размерам. Здесь мы встречаем массивные украшения с самоцветами и тяжелым золотом. Очень популярными были бриллианты. Золотые ожерелья и броши с фестонами и бахромой также становятся очень популярными, с драгоценными камнями или без.

Художественные стили и эпохи не имеют четких границ и перетекают один в другой, вот почему у историков и прочих специалистов возникают трудности с тем, чтобы разграничить ювелирные изделия и выявить их принадлежность к тому или иному стилю и временному периоду. Но все же у романтизма есть свои отличительные особенности.
Это:
Памятные украшения (траурные). Это небольшие браслеты, кольца, медальоны, броши в которые вплетены или спрятаны пряди волос близких людей, детей, возлюбленных. Моду на траурные украшения ввела королева Виктория, которая стала носить медальон в память о своем умершем муже Альберте. Как правило, для траурных украшений использовались гагат, оникс, иногда с мелким неровным жемчугом, черная эмаль и стекло, крашеный рог, т.е. камни темных или черных оттенков, и дизайн был достаточно мрачным. Массивные украшения из серебра также стали модными для дневного ношения.







Анималистика королевы Виктории
Интересной особенностью украшений конца XIX века стала активное использование изображений и форм птиц, насекомых, животных. Сама королева Виктория была обладательницей ожерелья из зубов оленя, хотя оно ближе к зоостилю. Самая большая сложность при создании анималистических украшений – подобрать камни, которые по своему колориту соответствовали бы натуре. Вот почему в начале прошлого века полудрагоценные камни стали цениться не только редкостью своих оттенков, то также качеством и оригинальностью рисунка. Анималистика имела несколько этапов развития: сначала в моде были ящерицы и змеи, затем животные, а завершилось все райским садом с птицами.


Поздняя Викторианская эпоха (1885-1901). Она известна под названием «Эстетичного периода», возможно, потому что страна начала видеть больше, чем одно лишь собственное самодовольство и была удовлетворена отражением в зеркале. Бросающийся в глаза шик в виде тщательно продуманных и богато украшенных драгоценных изделий более не был в фаворе. Женщины стали надевать меньше драгоценностей и меньше разновидностей ювелирных изделий. Были изобретены серьги с маленькими штифтами. Простые брошки в виде бруска со скромным мотивом в центре считались вполне сделанными со вкусом.
Однако прежний грандиозный импульс, как оказалось, не вымер окончательно. После открытия алмазного рудника в Южной Африке в 1867 г. в изобилии появились бриллианты, к тому же менее дорогие. Их популярность достигла огромных высот. Алмазы сочетали с цветными камнями, такими как опал, лунный камень и всегда любимым жемчугом. Ожерелья в виде «собачьих ошейников» носили высоко на горле, они состояли из нескольких рядов жемчуга, скрепленных вместе вертикально расположенными стерженьками, которые были усыпаны алмазами или же другими жемчужинами, а, кроме того, под ними подвешивались ещё и отдельные нити жемчуга.
В ответ на всё это хлестнул реакционный романтизм – в ювелирных украшениях это выразилось в неприятии того, что делалось машиной в противовес тому, что можно назвать дарами природы. Результат: формы стали более мягкими, линии – непринужденными, цвета – спокойными типа розовато-лиловых, желтых и нежно-зеленых.






Несмотря на то, что большинство викторианских украшений ассоциируется с Англией, самые красивые украшения этого периода -Викторианская эпоха - делали во Франции.
Эти изделия по общему уровню качества превышали английские изделия: они были легче, утонченнее, с более хитрой гравировкой, а также имели эмалированное покрытие.
Самыми яркими представителем ювелиров Викторианской эпохи является Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон, чьи ювелирные дома существуют до сих пор. Именно они привили светскому обществу любовь к завитушкам, животным и полудрагоценным камням, причем даже модерн, пришедший на смену викторианству не смог затмить их достижения и великолепие изделий.


Надеюсь, информация оказалась полезной. Спасибо интернету!

Похожие публикации