Азербайджан культура и традиции. Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: азербайджанцы. Азербайджанская свадьба: идеи и обычаи

Вступление в брак с глубокой древности всеми народами считалось чрезвычайно важным событием в жизни не только отдельного человека, но и общества, в котором он жил, так как создание семьи было залогом продолжения рода. Поэтому данный акт обставлялся множеством обрядов и ритуалов, которые были направлены на обеспечение многочисленного потомства, достатка и согласия в семье, должны были предохранять от различных вредоносных сил и т.п. Многие из этих действий, имеющих очень древнее происхождение и свидетельствующих о богатой традиционной культуре этноса, нашли свое отражение в свадебной обрядности азербайджанского народа.

Кроме того, азербайджанская свадьба — это музыкально-эмоциональное зрелище, в котором получил отражение высокий уровень народного творчества. Большое разнообразие танцев, песен, игр и развлечений, пищи и напитков и т.п. на традиционной азербайджанской свадьбе яркое тому свидетельство. О театрализованном характере свадебного ритуала напоминало и наличие большого числа действующих лиц — персонажей. Сваты, дружки жениха, подруги невесты, наставница невесты, ведущий свадьбы, обслуживающий персонал и другие участники были необходимым элементом азербайджанской свадьбы.

Цепь обычаев и обрядов, оставшихся от предков, не разрешает азербайджанским девушкам до свадьбы встречаться с парнями, гулять в компаниях, где присутствуют представители сильного пола. Еще издавна жених выбирал себе невесту сам и эта традиция сохранилась и до настоящего времени. Традиционное азербайджанское общество строго контролирует семью и семейные отношения и всячески препятствует беспричинному их разрушению. Наряду с этим следует отметить, что случались, правда, довольно редко, и разводы, которые также регламентировались обществом.

Разводы происходили чаще всего в случаях отсутствия детей. Еще более редкими были случаи беспричинного развода. При этом, если инициатором была женщина, то, уходя, она оставляла все, что было ей подарено со стороны мужа. Если же инициатива исходила от мужа, то он должен был выплатить жене назначенную сумму, которая фиксировалась в брачном договоре (кебин) — «мехр».

Зарождение, становление и существование семьи отразило в себе все богатство азербайджанской традиционной культуры. Именно в свадебной обрядности из поколения в поколение передавались древние обычаи и обряды, песни и танцы, игры и развлечения. Таким образом, свадьба являлась своеобразным смотром достижений народного творчества, материальной, духовной и соционормативной культуры азербайджанского народа.

Свадебная церемония - составная часть нравственного мира мусульман. Азербайджанская свадьба — олицетворение покорности, скромности, но в то же время такое торжество отличается пышностью, роскошью и изобилует национальными традициями. Каждый из обрядов связан с древними религиозными поверьями и тайными чудодействами, они несут на себе отпечатки многовековой оседлой культурной и духовной жизни этого народа. Каждый мусульманин старается устроить свою свадьбу так, чтобы о ней еще долго говорили, как о красивом событии в жизни азербайджанцев. Если Вы когда-нибудь лицезрели красивые цветы и красные ленты на машинах замечали большое количество нарядных гостей, не могли отвести взгляд от танцев под открытым небом и национальных развлечений, слышали громкую восточную музыку, — то Вам посчастливилось видеть азербайджанскую свадьбу, свадьбу людей, которые почитают ислам.

Примечателен тот факт, что по их национальным традициям брак не требует росписи в ЗАГСе в день свадьбы и является действительным сразу после свадебного торжества.

Кстати в медовый месяц отправляются лишь обеспеченные или же знатные мусульмане, а «простые» молодожены остаются наслаждаться уютом их нового дома. Молодая семья считается образцовой, если через год после свадьбы, у них появится наследник.

День свадьбы: «Никах». Красивое белоснежное платье, туфельки, как у Золушки, пышная фата - символ невинности азербайджанки, красная ленточка традиционно на счастье обвивает ее тонкую талию, - так выглядит очаровательная невеста в день свадьбы, именуемый «Никах». К рукам (или запястьям) новобрачной привязывают деньги в красивой атласной ткани: это сулит щедрую жизнь. По традиции исследователями весь свадебный цикл делится на три периода: предсвадебный; собственно свадебное торжество; послесвадебный период, когда выполняются обряды, знаменующие собой начало совместной жизни супругов. Предсвадебный период, во время которого происходил выбор основных действующих лиц будущего торжества, в свою очередь состоит из нескольких этапов — выбор девушки, предварительный сговор, сватовство, помолвка (обручение — нишан), обряд раскроя свадебной одежды невесты, обряд крашения хной и т.д., подробно обо всем этом Вы сможете прочитать в данной статье.

Началом брачного церемониала был выбор будущей невесты . До последнего времени процесс выбора не обходился без посредника — «арачы». Обычно в этой роли выступала одна из родственниц молодого человека. Целью посредничества было выведать, есть ли шансы у молодого человека, каково материальное положение семьи невесты, ее хозяйственные и чисто человеческие качества. Функционирование института посредничества нельзя объяснить только замкнутым образом жизни женщин в прошлом, их затворничеством в азербайджанском обществе, что не позволяло молодым самим решать свою судьбу. Образование семьи было знаменательным событием не только в личной; но и в общественной жизни. Именно поэтому состав людей, принимавших участие в брачном церемониале, был очень широк. Множество ритуалов, постепенно вовлекавших в свадебную обрядность большой круг лиц, являлось связующим элементом между участниками действия, своего рода гарантом крепости будущей семьи. Поскольку брак имел общественное значение, то и общество принимало непосредственное участие в его заключении. Таким образом, поведение молодого человека при выборе подруги жизни исходило из нормы предсвадебной процедуры как дела, близко касающегося всей семьи, Вся эта сумма условий, по-видимому, и делала необходимым функционирование института посредничества.

Возраст невесты не имеет большого значения, ее могут засватать даже в 15 лет, при этом возраст жениха приблизительно такой же.
Брак мусульмане приветствуют. Ограничений в нем не так уж и много:
— мусульманки не имеют права связать свои узы с иноверцем (об этом не может идти даже речи!!!);
— мужчина может взять себе в жены как христианку, так и иудейку;
— запрещены браки с родственниками по прямой линии;
— если женщина была замужем, она должна быть разведена.

Предварительное оповещение (послание).
Родственники жениха, предварительно наведя справки, посылают в дом девушки близкого им человека, который должен сказать о намерении придти на сватовство. После получения посредниками — арачы предварительного согласия наступал следующий этап свадебной обрядности — предварительный сговор, когда семье невесты сообщалось намерение другой стороны. В сговоре принимали участие в основном родители, а в некоторых случаях это происходило о помощью тех же посредников.

Малое сватовство.
После того, как состоялся сговор и получено согласие родителей на приход сватов, наступал следующий этап свадебного церемониала — сватовство (элчилик). Прежде чем посылать сватов (элчи) в дом невесты, отец советовался со своими родными и близкими, чтобы выяснить их мнение. Сватами обычно являлись отец, мать, дядя жениха по матери — дайы, дядя жениха по отцу — эми, старший брат и другие близкие родственники. В состав сватов включались также уважаемые люди села — аксакалы, присутствие которых должно было обеспечить прочную базу для заключающегося брака.

Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины — мать жениха с одной из близких родственниц. Считается, что мать может понять сердце девушки. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств — отцы. Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих намерениях. «На сватовство ночью не идут». «Чай, которым угощают сватов, не выпивается». Сватая, говорят: «Дерево девушки — ореховое дерево, каждый может кинуть камень», «Девичья поклажа — поклажа соли».
С первого раза отец девушки не дает согласия. «Дверь невесты — дверь шаха. Я должен посоветоваться с дочерью, ее матерью, близкими родственниками, затем дать вам окончательный ответ», — говорит он.
Когда спрашивают мнение девушки, она молчит. Говорят молчание — знак согласия. Однако окончательного согласия не дают. Согласие дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.

Большое сватовство .
Отец жениха приглашает в дом близких родственников- своих братьев, братьев жены и других родственников. Они сообща принимают общее решение о сватовстве. Девушки со стороны жениха встречаются с будущей невестой и узнают ее мнение. Затем ее матери сообщают число сватовства. Домашние невесты советуются с ней. Сваты приходят в назначенный день. Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то просят время подумать. Через некоторое время родственники жениха снова приходят в дом девушки. В этот раз родственники девушки дают свое согласие.
В день большого сватовства сваты вновь приходят в дом невесты. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже присутствуют, все кроме матери невесты и самой невесты – ее уводят в этот день из дома. Отец жениха вновь спрашивает родственников невесты каков их ответ. «Пусть благословит их Аллах», — отвечают те. Сидящие за столом говорят: «Аминь». Новые родственники поздравляют друг друга. Сестра девушки приносит чай. Иногда подают обед. После того, как сваты ушли, сестры невесты идут за ней, поздравляют и провожают ее домой.

Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то говорят: «Дайте нам подумать, посоветоваться, придти к согласию, сегодня же вы наши гости».
Через некоторое время родственники жениха снова во второй раз приходят в дом девушки. И снова они заранее предупреждают: «мы собираемся к вам». В этот раз родственники девушки дают свое согласие. Заранее приглашают близких родственников, соседей. Сваты приходят. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже рассаживаются. Здесь присутствуют как мужчины, так и женщины. Все, кроме матери невесты. Она заходит в комнату, но не садится.
Через некоторое время после общих разговоров один из родственников жениха подводит разговор к основной теме. Обращаясь к родственникам невесты, он спрашивает их: «Теперь, что вы скажите, каково ваше окончательное решение?».
Обычно ответ дает один из дядей невесты, после слов: «Ну, раз вы открыли нашу дверь; мы давно знакомы и пр.», он говорит: «Пусть будут счастливы» или «Пусть благословит их Аллах».

Сидящие за столом говорят: «Аминь». Новые родственники поздравляют друг друга. После благополучного окончания переговоров о сватовстве стороны (отцы) преломляли хлеб с солью, что являлось символом сближения двух семей. Необходимо отметить, что выбор невесты обусловливался рядом причин и одной из главных было положение ее отца и в целом семьи в обществе — нравственные качества, имущественное положение и т.п. Кроме того, важное значение придавалось хозяйственным способностям самой девушки. Например, в регионах где было развито ткачество, большое значение придавалось умению ткать, вязать. В. скотоводческих зонах девушки ценились за умелое обращение и уход за домашними животными, в садоводческих районах они должны были хорошо знать процесс сушки и консервирования фруктов, приготовления из них различных лакомств.

Следует отметить, что в некоторых регионах Азербайджана (Ширван/Барсел, Гарабаг, Шеки) выкуп за невесту не практиковался, а довольствовались только заключением брачного договора (кебин), где указывалась сумма денег (мехр), которую муж должен был выдать жене при разводе по желанию мужа. Этот же обычай существовал и среди азербайджанцев Борчалы, где многие родители отказывались получать выкуп-башлык. В ряде случаев в сумму башлыка входили и расходы на свадьбу, а на Абшероне, например, их платили отдельно. Срок между обручением и свадьбой был различным — от 2 месяцев до 2 лет. Обрученная девушка оставалась в отцовском доме. Этот срок был необходим для подготовки к свадьбе. Весь этот период семья жениха регулярно посылала в дом невесты различного рода подарки. Так, например в дни Гурбан Баjрамыа (праздник жертвоприношения) в дом невесты отправляли барана, предварительно выкрасив его спину, рога, копыта хной и повязав на шею красную ленту. В период созревания фруктов посылали свежие фрукты — нубахар. На Абшероне в период переезда на летние дачи невесте посылали подарки — багбаши8. Кроме фруктов в число этих подарков входили также и национальные сладости.
После окончания празднества и ухода гостей, близкие собираются вокруг невесты. Им показывают подарки, они поздравляют невесту.

Ответный визит.
Приблизительно через 2-3 месяца после обручения возвращают подносы. Для этого эти подносы украшаются. Один поднос готовится для жениха. На второй поднос кладутся подарки для мужчин: сорочки и пр. Третий поднос предназначен женщинам: здесь духи, отрезы, шали и прочее. На остальные подносы кладутся сладости, испеченные дома. Дом жениха оповещается заранее. Здесь заранее готовятся к приему гостей, зовут пять-шесть близких родственниц, накрывают стол.

Со стороны невесты приходят пять-шесть близких родственниц — сестры, тети, невестки и другие. В конце перед уходом кто-то из пришедших открывает подносы и говорит, какие подарки кому из родственников невесты предназначены. Мать невесты благодарит их. Часть принесенных сладостей она раздает родственникам и соседям.

Предсвадебный разговор.
Отец жениха оповещает родителей невесты: «В такой-то день будьте дома, мы придем к вам на переговоры». Обычно о свадьбе договариваются мужчины. Со стороны жениха присутствуют отец, дядя, брат или другие близкие родственники. Принимают участие также отцы подруги невесты и друга жениха. Здесь назначается день свадьбы. Договариваются, кто будет вести свадьбу, какие музыканты будут играть на ней. Свадебные расходы берет на себя сторона жениха. Иногда родители невесты отказываются от этого. Однако родители жениха все же стараются помочь или могут взять на себя хоть какие-то расходы по свадьбе невесты.
После того, как стороны приходят к согласию, они расходятся с добрыми пожеланиями.

Праздничные подарки.
До свадьбы к каждому празднику невесте приносят праздничные подарки. Особенно интересно и радостно проходит поздравление с праздником Новруз. В дом невесты с подарками приходят или вечером в последний вторник или в день праздника. Приносят платье, платок (что-то из них должно быть красного цвета), какую-либо драгоценность и барашка с выкрашенными хной рогами. Кроме этого на подносах приносятся пахлава, шекербура, гаттама и прочие национальные сладости, орехи, хурма и другие фрукты, а также семени (проросшие зерна пшеницы), украшенные свечками, корзинки. Невесте приносят хну и окрашивают ею руки, ноги, волосы.Приданое.
За 2-3 дня до свадьбы в дом жениха прибывает приданое невесты. Приданое привозят братья невесты, ее двоюродные братья, друзья жениха. Мать жениха одаривает брата невесты. Затем сестра невесты и одна-две близкие родственницы наводят порядок, расставляют приданое, украшают дом. После этого на некоторые из вещей невесты привязывают красные ленты. Свекровь преподносит им подарки

Парча бичини.
За несколько дней до свадьбы происходила церемония «парча бичини» (раскрой одежды), где женщины, собравшиеся с обеих сторон, устраивали веселье с песнями, танцами и угощением. Кроила платье сваха невесты или же другая, умеющая шить женщина. В этот же период распределялись роли между основными, помимо жениха и невесты, действующими лицами предстоящей свадьбы. Наставницу невесты — «енге» выбирали из числа родственников невесты. Обычно это была пожилая, с жизненным опытом женщина, не разведенная, имевшая детей и пользовавшаяся хорошей репутацией в обществе. Она совместно с подругами невесты одевала ее, красила ей руки и ноги хной, сопровождала невесту в дом жениха. Дружки жениха — «сагдыш» (правосторонний) и «солдыш» (левосторонний) также являлись важными персонажами свадебной церемонии. Первым должен был быть близкий родственник, а вторым ровесник, близкий друг жениха. Сагдыш как опытный и старший по возрасту давал советы жениху, касавшиеся различных сторон его поведения на свадьбе. Роль солдыша была не так четко определена, как у сагдыша. Следует отметить, что одним из элементов свадебных церемоний, известным у многих народов мира, является имитация столкновений между родственниками жениха и невесты в момент увоза невесты в дом жениха. В традиционной азербайджанской свадьбе имели место такие действия, как «гапы басма» или «гапы кесди», когда родственники невесты создавали видимость сопротивления ее выдаче. К этой же категории можно отнести и «иол кесди» (преграждение дороги), когда преграждали путь кортежу с невестой. К особенностям этого комплекса относится, по всей видимости, фигура «солдыша» как охраняющей и оберегающей силы при женихе.

Приготовление Фетира.
За несколько дней в доме невесты начинаются приготовления к свадьбе. С утра женщины принимаются печь фетир (сдобные лепешки). Девушки помогают им. Приходят родственницы жениха во главе с его матерью. Они приносят подарки женщинам. Вечером в доме невесты режут барана. Молодежь жарит шашлык, готовит хаш. Готовится помещение для свадьбы. Расставляются столы и стулья. Свадебное помещение украшается коврами. Идут приготовления к завтрашнему дню.

Приготовление хлеба.

Хлеб к свадьбе печется заранее. За 3 дня до свадьбы близкие родственницы собираются в доме жениха или невесты. Готовится тесто, его разделывают, раскатывают и пекут лаваши и юху. Первый испеченный хлеб дают хозяйке дома — матери жениха или невесты. «Пусть всегда в вашем доме будет благоденствие, пусть ваш хлеб будет горячий», — говорят ей.

Значительное место в свадебной обрядности азербайджанцев занимали ритуалы, связанные с хлебом. В некоторых районах до недавнего времени бытовал обычай, согласно которому невеста перед выходом из отцовского дома совершала несколько кругов вокруг хлеба, поставленного посередине комнаты. Это символизировало как святость хлеба и его почитание, так и сохранение плодородия и благополучия в доме отца. Кроме того, в некоторых регионах невеста брала с собой хлеб и в дом жениха, что также означало принесение плодородия и благополучия. Обрядовые действия, связанные с хлебом, носили, по всей видимости, и магический характер, так как им придавались и охранительные («от злых духов») функции. Наличие хлеба как важного материального атрибута азербайджанской традиционной свадьбы было характерно почти для всех регионов страны. В Губа-Хачмазской зоне невеста приносила с собой в 7 мешочках образцы различных видов злаков, которые развешивались на стене. Этот обычай был связан как с магической силой, придававшейся числу 7, так и с магическим отношением к зерновым злакам и хлебу. В Мильско-Муганской зоне распорядитель свадьбы разламывал над головой жениха хлеб, желая ему достатка и благополучия, на Абшероне хлеб разламывали над головой невесты при входе в дом жениха.

«Шах» невесты.
У каждой девушки есть близкая подруга. На свадьбе подруга поднимает «шах». Приготовление «шаха» было широко распространенным обычаем. «Шах» — это свадебное украшение, приготовленное из дерева, к нему прикреплены свечи, зеркало, материя, сладости и фрукты. Для его приготовления необходимо умение. Если подруга невесты уже замужем, «шах» приносят из дома ее мужа. В доме подруги накрывается стол, украшается «шах». Здесь собирается молодежь. Они празднуют и веселятся. Примерно в 9 часов вечера сюда на «шах» приходит молодежь из дома жениха. Жених и его брат также с ними. Во дворе зажигаются костры, факелы, здесь поют и танцуют. Затем они берут «шах» и с музыкой, стреляя из ружей, идут в дом невесты. Здесь также веселятся.

Хна.

Девушки собираются вокруг невесты в одной из комнат. Одна из родственниц невесты берет чашу с заранее размоченной хной, танцует. Затем кладет 2 чаши перед одной из родственниц жениха — одну с хной, другую пустую. Родственница жениха кладет деньги в пустую чашу, а из другой берет немного хны. Затем, взяв чашу с хной, танцуя, подходит к невесте, окрашивает ей руки, ноги, волосы. Затем она подносит хну присутствующим, те берут хну, в другую чашу кладут деньги или подарки. В это время молодые люди собираются отдельно. Кто-то из родственников невесты кладет перед женихом и его друзьями двухцветный чай. Те пьют чай и кладут на блюдце деньги. Одна из девушек приносит им хну. Они чуть-чуть окрашивают кончики мизинцев хной.

Регистрация брака.
До начала свадебного торжества производилась церемония бракосочетания. С этой целью два доверенных лица (векил) с обеих сторон шли к мулле, который заключал брачный акт (кебин). В этот акт включался перечень вещей, которые жених дарил невесте, а также список ее приданого. Обязательной составной частью свадьбы являлся осмотр приданого (джеhиз) со стороны близких родственников жениха. Как правило, приданое состояло из постельных принадлежностей, личных вещей невесты и предметов домашнего обихода. Семьи, имевшие материальный достаток, заказывали мастерам по вышивке (тамбурной и золотошвейной) до 100 различных предметов для приданого. В Лагиче, где была развита обработка меди, в состав приданого включали до 60 штук медных орнаментированных чаш, мисок и т. п. Некоторые предметы приданого переходили из поколения в поколение. В Губинской зоне девочки к брачному возрасту имели в качестве приданого по три-четыре ковра собственного изготовления. Приданое готовилось с таким расчетом, чтобы повседневной и праздничной одежды было достаточно на несколько лет. В некоторых случаях при осмотре приданого составлялся список вещей, который скреплялся подписями присутствующих и хранился у родителей невесты. Азербайджанская традиционная свадьба отличалась большим разнообразием танцев, песен и развлечений. На этой церемонии присутствовали представители с обеих сторон. Было по одному свидетелю с каждой стороны. Часто присутствовали жених и невеста. Молле за это давали 3 рубля денег и головку сахара. Головка сахара весила 8 кг. После установления Советской власти в Азербайджане с 1920 года регистрация брака проводится со стороны государственных органов.

Проводы невесты.
Одна из самых древних азербайджанских мелодий — «Вагзалы». Под ее звуки из дома жениха приезжают за невестой. Они танцуют и поют: Пришли за бархатом
Пришли за шелком
Мы люди жениха,
Пришли за невестой.

Дверь в комнату, где сидит невеста, заперта. Ее открывают, получив подарок. Перед тем, как уйти из дома, невеста получает благословение отца и матери. Деверь невесте перевязывает талию красным платком. На голову невесте накидывают вуаль. Во дворе разжигают большой костер, невесту 3 раза обводят вокруг него, чтобы дом, в который она войдет был светлым, а очаг его всегда горячим. Вслед невесте кидают камень, чтоб дом, в который она идет, был всегда крепким. Вслед невесте кидают воду, чтоб ей было легко и светло. Как только невеста подходит к порогу своего нового дома, ей под ноги кладут тарелку, чтоб она поломала ее. Ее усаживают подле двери, на руки ей дают мальчика, чтобы первенец ее был мальчик. Во дворе под ногами невесты режут жертвенного барана. Капельку его крови мажут на лоб и на платье невесты, чтобы она быстро освоилась в новом доме, и подружилась с новыми родственниками. Мать жениха гладит невесту по голове, чтобы в доме было дружелюбие, взаимное уважение. На голову невесте высыпают монеты, конфеты, рис, пшеницу, чтоб был достаток и изобилие. Перед невестой несут зеркало, украшенное красной лентой. По правую и левую стороны невесты идут подруги, они несут стаканы со свечками и рисом. Рис — к изобилию. В доме жениха проводят в отведенную для нее, украшенную комнату. Ей желают счастье, удачи, детей. Через три дня после свадьбы мать невесты вместе с близкими родственницами приходят навестить ее.

Когда один из ближайших родственников жениха выводил невесту из отцовского дома, ее близкие подруги преграждали дорогу, прося вознаграждения. Дорога свадебному кортежу не раз преграждалась на всем пути его следования. В основном это делала молодежь, требовавшая определенного, порой чисто символического, выкупа. В доме жениха невесту осыпали сладостями, монетами, зерном (пшеницей или рисом), под ноги ей у порога дома клали металлический предмет — символ твердости и верности, что было связано с культом железа. Младший брат жениха или один из его двоюродных братьев трижды опоясывал талию невесты. В этом древнем обряде использовалась магическая сила пояса. На колени невесты сажали 2-3-летнего мальчика с пожеланиями родить первенца мальчика. Для этой же цели ей на голову надевали папаху.

Свадьба в доме невесты.
Часов с одиннадцати — половины двенадцатого утра раздавались звуки зурны, которые разносились на всю деревню. Начиналась свадьба. Снова молодежь собирается, чтобы прислуживать на свадьбе. Приходят гости, едят, пьют, веселятся. Кто-то из них приносит подносы с подарками, кто-то дарит деньги. Перед подачей угощения приходит один из родственников жениха, кладет деньги на один из казанов с угощением. После этого кастрюли открываются, их содержимое преподносится гостям. На свадьбе молодежь соревнуется в силе. Победитель имеет право пригласить на танец любого из присутствующих. Уйти, отказаться от танца приглашенному нельзя. К победителю надо отнестись с уважением.
Родственницы жениха поднимают невесту на танец, и сами танцуют с ней. Затем, часам к четырем-пяти они возвращаются к себе. После ухода гостей из дома жениха, в доме невесты продолжается веселье. Вечером молодежь отправляется за «шахом».

Свадьба жениха.
На следующий день после свадьбы невесты начинается свадьба в доме жениха. С утра пораньше готовят свадебное помещение, украшают его, затем готовятся ехать за невестой. Украшается транспорт, на котором едут за невестой. Часам к одиннадцати — половине двенадцатого едут за невестой. По обычаю ни мать, ни отец жениха за невестой не едут. Приехавшие за невестой собираются у ее дверей, все, кроме жениха.

Посылают весть матери невесты. Она приходит, дает подарок водителю и жениху. После этого жених выходит и присоединяется к своим родственникам. Во дворе играет музыка, все танцуют. Молодые девушки и женщины собираются вокруг невесты. Деверь невесты обвязывает ее талию красной лентой. Он 2 раза завязывает и открывает ленту, на 3 раз завязывает ее. Брат говорит невесте: «Иди, пусть судьба твоя будет удачной. Когда придешь в гости, куплю тебе подарок». Затем кладет деньги в ладонь невесты и завязывает их платком.

Все родственники целуют невесту, прощаются с ней. Наконец, уступают место отцу невесты. В нескольких словах отец напутствует дочь, желает ей счастье и целует ее в лоб. Мать невесты тоже благословляет ее.

Сестра невесты громко говорит: «Давайте, увезем нашу невесту». В это время ребенок из дома невесты бежит и быстро закрывает двери. Жених и его друг должны дать деньги, чтоб дверь открыли. Из комнаты невесту выводят жених и его друг.
Во дворе отплясывают родственники жениха. Невесту усаживают в машину. Затем один из молодых людей — родственников жениха, приносит «шах» и поднимает его. Зажигают свечи, лампады. Перед невестой держат зеркало.

Наконец трогаются в путь. Зажигают факелы, стреляют из винтовок и пр. в пути машины обгоняют друг друга, только машину с невестой никто не обгоняет.
В пути свадебный кортеж останавливается. Кто-либо берет одну из туфель невесты и быстро едет вперед. Опередив всех, он показывает туфлю свекру и свекрови, говоря: «Давайте муштулуг (подарок ха радостную весть), ваша невеста едет». Свекровь дает ему подарок.

Свадебный кортеж приезжает, все выходят. Свекровь дает подарок водителю. Перед невестой режут жертвенного барана. Свекровь наносит капельку крови на лоб жениха и невесты. Затем новобрачные переступают через жертвенного барана. Берут первый из заранее испеченных фетиров, крошат его, перемешивают с монетами, рисом, сахаром, конфетами и дают жениху. Он сыпет это на голову невесты. Затем невесту проводят в комнату. Невеста не садится. Свекровь дарит ей подарок или дает обещание купить какой-либо подарок. После этого все садятся.

Во дворе идет свадебное веселье. Под вечер часов в шесть, полшестого из дома невесты на свадьбу жениха приходят гости. Могут придти все, кто пожелает, кроме отца и матери невесты. Через час-два они уходят. После этого молодежь собирается за «шахом» жениха. Они приходят в дом «дружки» жениха. Здесь участвуют только молодые люди. Они веселятся. Наконец, забрав «шах» жениха, возвращаются на свадьбу. Жених с невестой открывают оба «шаха». Все, что есть на обеих «шахах» достается им. Все конфеты и фрукты раздается родственникам и соседям.

После этого обряда жених со своими дружками вновь возвращался в дом, где он находился все свадебные дни, вплоть до приезда невесты. Церемония переезда невесты в дом мужа начиналось с ее наряжения и прощания с отцовским домом, родителями и родственниками. Все эти действия сопровождались исполнением специальных ритуальных песен. Одним из актов прощания с отцовским домом было целование очага как символа отцовского дома и обход три раза вокруг тендира как символа огня и благополучия. Невесту в дом жениха везли на лошади или фаэтоне (иногда на арбе) в сопровождении «енге», подруг, близких родственников и соседей. Перед свадебным поездом несли зеркало, горящую лампу и свечи. Следует отметить, что материальная атрибутика азербайджанской традиционной свадьбы носила большую смысловую нагрузку. В этом отношении особое значение придавалось наличию зеркала во всем свадебном церемониале. Обычно вокруг зеркала устанавливали горящие свечи, что в совокупности должно было демонстрировать «сокрушительную мощь» против вредоносных сил.

День свадьбы.
Обычно свадьба в сельской местности длилась 3 дня: пятницу, субботу и воскресенье. Она начиналась под вечер первого дня.
На свадьбе играли и пели музыканты, ашуги. Желающие могли заказать для танца полюбившуюся мелодию, для этого обращались к тойбаши.

Специально для проведения свадьбы выбирали «той беи» или «той баши» (главу свадьбы — тамаду) из числа уважаемых, среднего возраста мужчин. В его обязанности входило регулирование организованного проведения торжества, соблюдение последовательности ритуалов, недопущение беспорядка. За день до отправки невесты в дом жениха близкие подруги и енге занимались ее туалетом. Это было своеобразной подготовкой девушки к переходу в новое состояние замужней женщины. Одной из важных церемоний в этом ряду было «хна йахты» (нанесение хны). Этот обряд был настоящим праздником и проходил очень торжественно в доме невесты. В этот день она прощалась со своими подругами, родственницами, со своим девичеством. При этом на ладони и ступни невесты наносилась хна. Этот обряд был характерен не только для азербайджанской свадебной обрядности, но и для народов Передней и Средней Азии.

Смысл «хна йахты» заключался в придании магического значения хне как средству от сглаза и оберегу от вредоносных сил. Собственно свадьба — той состояла из художественной части (музыка, танцы, песни) и пиршества в доме жениха. О начале свадьбы извещал призыв музыкантов (барабана и зурны), для чего они поднимались на крышу дома. Обычно традиционная свадьба продолжалась три дня, в некоторых случаях, у состоятельных семей, 7 дней. Каждый день свадьбы имел свое название и назначение. Так, например в некоторых регионах Азербайджана первый день был известен под названием «эл бозбашы», второй день — «йуха пону» (день лаваша), третий день -«магар» и т. д. Один из исследователей отмечал, что в местечке Сальян «свадьбы у богачей продолжаются иногда даже до одной недели и более, а у бедных два дня». На основе абшеронских материалов другой автор писал, что у богачей свадьба продолжалась 7 дней и 7 ночей и не обходилась без сазандаров (исполнителей на сазе), зурначы (исполнителей национальной духовой музыки) и танцоров”10.

Проводилась свадьба или весной, в период празднования Новруз байрама, или же ранней осенью и приурочивалась к завершению сбора урожая, окончанию сельскохозяйственных работ, когда в соответствии с полученными доходами можно было определить расходы на свадьбу. Свадьбы не устраивались во время Махаррама (для шиитов месяц траура по убитому имаму Гусейну) и Рамазана (период мусульманского поста — оруджлуг), а также в период религиозных праздников Гурбан Баjрамы и мовлуд (день рождения пророка).

Для этого приглашались группы музыкантов в составе 3-6 человек. Музыканты кроме определенной платы получали также и шабашные деньги (которые давали танцующим зрители), а также бахшиш (вознаграждение) в виде подноса со сладостями и мелкими подарками. Музыка, танцы и песни сопровождали свадебную церемонию вплоть до ее окончания, т. е. до переезда невесты в дом мужа. До недавнего времени свадебный обряд азербайджанцев был насыщен различными коллективными играми и развлечениями (скачки, национальная борьба и др.). Это во многом объяснялось общественным характером свадьбы, которая была торжеством для большого круга людей, а в селении для всех сельчан. Свадьба была единственным местом, где свои способности мог показать каждый участник.

К скачкам, борьбе и другим состязаниям молодежь готовилась заранее и с большим нетерпением ждала их начала. Победители этих соревнований пользовались большим почетом в селе и щедро одаривались устроителями свадьбы. Особое место в дни свадьбы занимали различные коллективные игры. Большой популярностью пользовались такие игры, как «сюр папах», «бахар бенд», «папах ойуну» (игра в шапку), «пиала ве ох» (пиала и стрела), «гердек гачырма» (похищение занавески) и др. Имелись и специфические региональные различия. Так, например в Губа-Хачмазской зоне бытовали такие коллективные игры, как «сютлю сумук» (исполнители — мужчины), «той мелек», «кеклик » (исполнители — женщины). Популярна была игра «Кеса-гялин», «Йаллы» (хоровод), «Лезги малы», подробно описанные в литературе. На Абшеронских свадьбах широко были распространены такие игры и развлечения, как «шахсевен», «тырна», «хан-хан», «мейхана» и др. В последний день свадьбы совершался еще один важный обряд — «бей дурду» (жених встал). Суть его заключалась в том, что жениха переодев в новый свадебный костюм, привозили в «тойхана» (место, где проходила свадьба), там в его честь собрали деньги, одаривали его ценным материалом для одежды.

В это время музыканты исполняли в честь жениха специальные хвалебные песни. Для этой церемонии необходимо было наличие разукрашенной сладостями и лентами ветки, к концу которой была привязана жареная курица. Собранные во время этого обряда деньги оставались жениху, а ткань он распределял между бедняками, В то же время здесь имелись региональные различия. Так, например в селе Илису (Гахский район) деньги и ткань раздавались неженатым молодым людям, а в Нахчыванской зоне родственники жениха в знак помощи сами собирали деньги между собой, что называлось «диз дайагы» («опора для колен»).

Женщины со стороны жениха приносят сладости, фрукты, орехи и подарки для всей семьи избранницы. Все это выкладывается на большие шикарные подносы «Хонча» и перевязывается красивыми красными лентами, так как красный цвет для азербайджанцев — символ счастья, радости и удачи. Очень важным является проведение ритуала от сглаза: свекровь сжигает азербайджанское зелье «узарий» над головами сына и невестки, при этом читая молитву.

На праздничном столе молодых заслуживают внимания две вещи: зеркало «Гюзгю», оформленное по национальным традициям, — символ чистой и солнечной жизни в будущем; свечка-«лампа», которая символизирует невинность невесты (она горит во время первой брачной ночи, а после того, как девушка становится женщиной, этот свет гаснет).

Особенностью застолья является то, что за свадебным столом мужчины сидят отдельно от женщин, а только лишь молодые вместе. Традиционно возле жениха находится его хороший друг, а возле невесты - подруга. Но между собой никто из них практически не разговаривает.

Стоит обратить внимание и на такую диковинную особенность: на протяжении всего дня невеста ничего не кушает и не смотрит в глаза своему будущему мужу и это говорит о ее скромности.

Самым ярким, красочным и впечатляющим на азербайджанской свадьбе является обычай «Шаваш», который сопровождается разбрасыванием денег во время танцев молодых под исполнение обрядных песен «Вагзали».

Во время торжества режут свадебный торт, на котором красиво написаны имена молодых. Невеста и жених угощают друг друга лакомым кусочком в знак совместной заботы и запивают его шампанским, держа руки накрест.
Очень символичным и значимым является момент, когда бережно рисуют «Хною» на руках невесты имя жениха, а на его — имя новобрачной.

Интересно то, что новоиспеченные муж и жена покидают торжество первыми.
Перед тем как войти в дом, молодых ждет еще один специфический обряд: у ног невесты режут барана. Это проявление радости в связи с появлением в семейном очаге невестки.

На второй день приглашенные танцевали, веселились, играли в народные игры. Исполняли старинные народные мелодии.
На третий день свадьба продолжалась. Устраивалась церемония «хвалы» невесте, или жениху на его свадьбе. В свадебном помещении ставят столик, уставленный сладостями. На него ставят также зеркало. В центре за столик садится жених, слева и справа от него — сопровождающие его на свадьбе друзья. Мать жениха дает друзьям подарки. Если жених опаздывал на эту церемонию, любой желающий мог занять его место, получить подарок и встать, уступив жениху его место.
Затем жениха или невесту вызывают на танец. Говорят если жених или невеста танцуют на своей свадьбе, будет благоденствие, достаток.

Первая брачная ночь .
Она - красивая, нежная, милая, невинная, изящная, как ангел, вся в белом. Он - смелый, гордый, сильный и неотразимый. Шикарная атласная постель, запах шампанского и цветов, комнату освещает маленькая свечка-«лампа». К утру этот свет гаснет…Вот и все …Они теперь муж и жена. Очень важным остается соблюдение обряда «показа» простыни после брачной ночи в подтверждение невинности новобрачной. Новоиспеченная «женщина». Наутро после свадьбы для молодой жены готовят сладкую мучную кашу на масле. Вновь собираются родственники, главное блюдо на столе - традиционный плов. Именно так отмечают «непорочность» невесты.

После брачной ночи (зифаф геджеси) мать невесты в течение трех дней обеспечивала молодоженов различного рода блюдами. На Абшероне этот обычай (в нем участвовали и близкие родственники) был известен под названием «сер тахта». По истечении определенного срока (3-7 дней), во время которого невеста не показывалась в доме, у зятя устраивалось торжество — «узе чыхды». В этот день невеста выходила к собравшимся родителям и родственникам мужа и снимала лицевое покрывало (дуваг).

Присутствовавшие преподносили ей различные подарки. Все это сопровождалось угощениями, хороводами и песнями. Послесвадебный церемониал завершался посещением молодоженами дома отца жены. Во время этой встречи молодых одаривали дорогими вещами или домашним скотом (в зависимости от благосостояния родителей).

Данный ритуал был одним из важных в послесвадебной обрядности у азербайджанцев и был связан со снятием с зятя обычая «избегания» родителей и родственников жены. Вместе с тем следует отметить, что этот обычай для молодой жены сохранялся еще долгое время. В новой семье ей запрещалось разговаривать со свекром я свекровью, со старшими братьями мужа, вести разговоры с мужем при посторонних, называть его по имени, посещать родителей без разрешения мужа.

Выход невесты.
Новобрачная некоторое время не выходят из своей комнаты при свекре, она старается не попадаться ему на глаза. На 10-15 день после свадьбы свекровь накрывает стол и сзывает всех членов семьи. Все садятся за стол, кроме невесты. Свекор зовет невесту и сам идеи за ней. Затем он дарит ей подарок и говорит, что она самый дорогой член семьи.

Визит к невесте.
Через 2-3 месяца после свадьбы из дома невесты приходит весть: «В такой-то день мы придем навестить невесту». В доме жениха заранее готовятся и приглашают нескольких гостей. Мать невесты с несколькими близкими родственниками приходят в дом жениха. В конце визита мать невесты дает подарки жениху и невесте.

Первый визит невесты к своим родителям.
Дочь имеет право первый раз посетить дом своих родителей только через 40 дней после свадьбы. Мать невесты зовет дочь и зятя в гости. Сзываются гости, накрывается стол, устраивается большое празднество. Из дома жениха приходят, как женщины, так и мужчины. Мать невесты дарит новобрачным подарки. Невеста остается в доме родителей. Через 2-3 дня за ней приходит муж.

Визиты к родственникам.
Затем близкие родственники, как со стороны жениха, так со стороны невесты зовут их в гости. Пригласивший дарит новобрачным подарки. Вообще по обычаю, если новобрачные в первый раз ступают в чей-то дом, им должны преподнести подарок.

Первый внук.
Молодая семья считается образцовой, если через год после свадьбы, у них появится наследник. С радостью воспринимается прибавление в семье новобрачных. Постель первому внуку готовит мать невесты. Как только внук (или внучка) появился на свет, она начинает хлопотать, готовит приданое, шелковую постель, покупает колыбельку. Все это украшают красными лентами. Навестить внука приходят через 40 дней после его рождения. Ему дарят подарки, в колыбельку кладут деньги.

Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах женщинам стоит избегать излишне открытой или обтягивающей одежды и мини-юбок, а мужчинам - шорт или маек без рукавов. При этом опрятность в одежде здесь очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы), но в отличие от многих близлежащих исламских государств, никакого фанатизма к мечетям и гробницам святых нет, для многих местных жителей это объекты искреннего уважения и почитания, но не более того. Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В этой, в общем-то небогатой, стране, принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь её в беседу, также может быть воспринято неодобрительно.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай, затем вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Азербайджан – страна, свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие национальные традиции можно наблюдать в театрализованном виде на народных праздниках или на мероприятиях в честь встречи почетных гостей.

Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы). Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь её в беседу, также может быть воспринято неодобрительно.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.
По своей форме стаканы Армуду напоминают классическую фигуру восточной женщины. Середина подобна ее талии - это самая тонкая часть стакана, отсюда и название “Богмалы”, что в переводе означает стесненный. Другое название стакана - “Армуду”, как уже было отмечено, также связано с его формой. “Армуду” в переводе означает грушеподобный т.к. по форме они на самом деле напоминают грушу.

Стаканы армуду, которые могут быть стеклянными, фарфоровыми, фаянсовыми, серебряными и т.д. и самовар составляют прекрасный чайный сервиз, являющийся достоянием каждой азербайджанской семьи. Хотелось бы отметить, что родиной самого древнего самовара, которому более 4 тысяч лет, является Азербайджан.
Нижняя и верхняя части стаканов Армуду напоминают наши национальные казаны (кастрюли). Это сходство не случайно, т.к. оба предмета - это продукт людей одной социально-культурной среды.

Надо отметить, что кроме эстетических преимуществ, стаканы Армуду имеют и теплофизические. Они заключаются в том, что их тонкая талия не пропускает поднимающийся со дна поток теплой части жидкости. Этот поток как бы отражается и при этом получает дополнительную энергию, благодаря которой снова возвращается на дно. Но при этом небольшая часть, поступившей со дна охладевшей жидкости проходит через тонкую “талию” в верхнюю часть стакана. Это очень удобно для того, кто пьет чай. Так как в продолжении чаепития чай в стаканах армуду охлаждается не сразу. К тому же, небольшая емкость этих стаканов (100 грамм) требует не очень много времени, чтобы допить все их содержимое. При этом не теряются вкусовые качества чая - он выпивается свежим. Специфичным является то, что стаканы доверху не наполняются: на 1-2 см сверху оставляется место, которое часто бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют “додаг йери”, что буквально переводится как место для губ.

Все это доказывает, что чаепитие для азербайджанцев - это культурно-эстетическое достояние, имеющее свои правила и приемы, рассчитанные на то, чтобы оно стало приятным и интересным.
После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.
В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.

Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья - и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу.
До наступления темноты в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день многие семьи также гадали по книге Хафиза.
Среди предпраздничных обрядов, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни (каши и пшеницы), которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами.

Последний день старого года также считается у азербайджанцев особым праздником. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Отец семейства совершает намаз, затем читает молитву. Без его разрешения никто не смеет притронуться к еде. Как только прозвучит выстрел, извещающий о начале трапезы, хозяйка приносит молочный плов. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю.
А в последнюю ночь старого года все члены семьи обрызгивали друг друга водой перед сном, чтобы «смыть» все невзгоды старого года.

А когда наступает сам праздник, все надевают новую одежду и начинаются гуляния.
Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз 21 марта, и этот день не является рабочим днем. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Вода - символ чистоты и свежести. Там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет - сахар. Затем нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

Праздничный стол в этот день - особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), сэмени (специальная каша из пшеницы), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча - свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется – наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга.
Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А детишки в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья.
Праздник весны - Новруз байрамы - является самым древним и красивым праздником азербайджанцев.
Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны.

Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.
Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.
Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка.
Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии.

Цель лекции:- Ознакомление с обычаями и традициями Азербайджана.

План лекции: 1.Празднование Новруза в Азербайджане

Азербайджанская свадьба: идеи и обычаи

Традиции деторождения

Азербайджан – страна свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие национальные традиции можно наблюдать в театрализованном виде на народных праздниках или на мероприятиях в честь встречи почетных гостей.

Празднование Новруза в Азербайджане

Это одна из интересных народных традиций азербайджанцев. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.

Этому дню было посвящено особенно много обрядов и ритуалов. Вот, например. Вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу.

Это символизирует, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.

Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья - и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу.

До наступления темноты в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день многие семьи также гадали по книге Хафиза.

Среди предпраздничных обрядов, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни (каши и пшеницы), которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами.

Последний день старого года также считается у азербайджанцев особым праздником. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Отец семейства совершает намаз, затем читает молитву. Без его разрешеня никто не смеет притронуться к еде. Как только прозвучит выстрел, извещающий о начале трапезы, хозяйка приносит молочный плов. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю.

А в последнюю ночь старого года все члены семьи обрызгивали друг друга водой перед сном, чтобы «смыть» все невзгоды старого года.

И вот наступает сам праздник. Все надевают новую одежду и начинаются гуляния. В дни празднования Новруза никто не работал.

Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз 21 марта, и этот день не является рабочим днем. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Вода - символ чистоты и свежести. Там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет - сахар. Затем нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

Праздничный стол в этот день - особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), сэмени (специальная каша из пшеницы), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча - свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется – наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга.

Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А детишки в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья.

Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Новруза. В этот день за городом проводятся массовые гуляния, старинные игры - скачки на верблюдах и лошадях, различные соревнования, в которых участвуют наравне с мужчинами женщины и девушки. Древний праздник весны - Новруз байрамы - является самым древним и красивым праздником азербайджанцев.

Азербайджанская свадьба: идеи и обычаи

Свадьба в Азербайджане - это всегда знаменательное событие не только для семей новобрачных, но и для всех жителей селения. За много веков свадебные церемонии азербайджанцев впитали в себя множество традиций и обычаев, по которым можно отследить некоторые культурные особенности этого народа.

Вот, например, сватовство. Эта процедура делится на два этапа. Сначала приходят в дом будущей невесты три женщины от семьи парня. Они рассказывают о своей семье, о молодом человеке - предполагаемом женихе, о семейных традициях и ценностях. Родители девушки ответ не дают сразу. Берется несколько дней на обдумывание предложения. Если предложение не подходит, дается отказ, но в вежливой форме, чтобы не обидеть семейство. А если предложение пришлось по душе, об этом уведомляют семью жениха, после чего наступает настоящее сватовство. В жом невесты приходит отец, дяди и другие представители семьи юноши.

Если семья девушки дала согласие и ждет сватов, в доме к приходу гостей накрывают праздничный стол. Только угощения в этот день все сладкие: и блюда, и напитки. По традиции, сладости на азербайджанской свадьбе – символ будущей сладкой жизни для семейной пары.

Во время второго визита в дом невесты приходят старейшины рода жениха и получают согласие на азербайджанскую свадьбу у старейшин рода невесты. Скрепляется заключенный договор рукопожатием. А затем оговаривается дата свадьбы, идеи свадьбы, многочисленные нюансы, а также то, как отпраздновать свадьбу.

Через несколько дней после сватовства следует обручение. К невесте приходят представители семьи жениха (не менее 10 человек). Они преподносят традиционные подарки: платок, праздничную одежду и сладости. А брат жениха или ближайший родственник, если нет брата, дарит девушке обручальное кольцо, на которое нанесена гравировка с именем жениха. Даритель кольца традиционно желает дом-полную чашу и побольше деток в будущей семейной паре.

Для празднования азербайджанской свадьбы существуют разные идеи свадьбы, но неизменными остаются многие традиции. Например, если до даты свадьбы случаются какие-то праздники, то в обязанность родственников жениха входит дарить невесте подарки и восхвалять ее. А затем родственники невесты с подарками и угощениями отправляются в дом жениха. Их первый визит называют «знакомством с родственниками». Этому визиту сопутствуют свои традиции, которые могут быть разными в каждой семье.

После обручения в обеих семьях наступает хлопотный период. Семья невесты занимается приобретением приданного, а семья жениха готовится к свадебному пиру. Представители со стороны жениха приходят в дом невесты и договариваются с родителями о предстоящем торжестве. Обсуждается идеи свадьбы, количество гостей и т. д., чтобы приготовить достойное угощение. Отдельно оговаривается день церемонии поднесения подарков невесте и окончательно утверждается дата азербайджанской свадьбы.

В азербайджанских свадебных традициях есть одна интересная церемония поднесения и показа подарков. В этой церемонии принимают участие порядка 100 человек. Кроме невесты основными действующими лицами на этой церемонии являются женщины почтенного возраста - представительницы обеих семей. Перед невестой и ее старшими родственницами устраивается демонстрация подаренных вещей, отрезов ткани и т. д. Преподносятся подарки не только невесте, но и ее матери, бабушке, тетушкам. Когда церемония подходит к концу, гостей угощают, накрывая праздничный стол. Причем мужчины празднуют отдельно от женщин. А после праздничного ужина доверенные представительницы невесты составляют список приданого. Переносят его в дом невесты и вместе с женщинами из семьи жениха украшают будущую комнату невесты, подготавливая ее к свадьбе.

Затем на азербайджанской свадьбе следует выбор «свадебного деда». Этот человек будет вести свадебную церемонию. Выбирается он на совете в доме жениха. В старину у азербайджанцев «свадебный дед» назывался «хан-гора». В обязанности хан-гора входит не только проведение свадебного торжества, но и надзор за подготовительными мероприятиями. Когда к свадьбе все готово, в доме жениха начинается празднование события.

Перед началом свадебной церемонии происходит обряд помазанья невесты. Родственники со стороны жениха наносят на пальцы невесты хну. Вся церемония сопровождается веселой музыкой и танцами. А в это время в доме жениха его старший брат принимает и развлекает вновь прибывших гостей. Звучит веселая музыка, а гостей потчуют сладостями со специально установленного у входа стола, украшенного цветами.

Азербайджанская свадьба напоминает нашу русскую или украинскую тем, что на пути следования жениха к невесте молодые люди перегораживают дорогу и требуют выкуп с жениха. Вот только платит выкуп не жених, и не друг жениха, а отец жениха. Есть еще один обычай, по которому из дома невесты родственники жениха незаметно берут какую-нибудь вещь. А потом по пути к дому жениха всем ее показывают. Это символизирует то, что и невеста, и ее приданое никогда не вернутся в родительский дом и останутся жить в доме будущего мужа. Обычай посыпать невесту разными сладостями, когда она входит в свой будущий дом, говорит о том, что будущую жену хотят видеть нежной и ласковой.

Свадебные традиции Азербайджана во многом сходны с традициями казахской свадьбы. Об этом свидетельствуют и этнические, и культурные обычаи, которые очень похожи у этих двух народов. Например, традиция отмечать свадьбу всем селением; готовить знаковые блюда, которые отвечают определенным религиозным требованиям. Но есть множество обрядов и обычаев, которые присущи только азербайджанским свадьбам. Многие обряды насчитывают многовековую историю. Большинство современных семей в Азербайджане и за его пределами свято соблюдают традиции своих предков и передают их молодому поколению.

Традиции деторождения

Когда девушка выходит замуж, люди, наряду с благословением и пожеланием удачи, дают ей в руки ребенка. По прибытии ее в дом мужа снимают с головы вуаль и набрасывают ее на ветки плодоносного дерева. На приготовленную для молодых постель укладывают вначале ребенка. Всеми этими действиями люди выражают невесте свое пожелание видеть ее матерью.

С целью не допустить рождения несовершенного ребенка, беременная женщина все время старается быть приветливой и обходительной. Старается задержать свой взгляд на красивых цветах, на воде, небе и пр.

После родов и отрезания пуповины, младенца купали. В воду при купании добавляли соль с той целью, чтобы ребенок впоследствии был правдивым, отличался смелостью и сообразительностью. Во время купания ребенка мать не приближается к нему. Младенца приносят к ней, для того, чтобы ребенок и в дальнейшем отзывался на ее зов, уважал ее.

Когда у ребенка прорезывается первые зубки, дома из семи видов зерновых культур готовится еда и проводится обряд. Согласно верованию, благодаря этому зубы у младенца прорезаются быстрее и безболезненно.

Только после того, как ребенок достиг годовалого возраста, ему подрезают ногти, стригут волосы. Причем они не выбрасывается. Ногти обычно заворачиваются в лоскуток чистой материи, которую прятали в одну из щелей на стене дома или в полу. Хранят и первые остриженные волосы младенца.

Гостеприимство в Азербайджане

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.

Еще в памятнике азербайджанской литературы дастане «Деде-Коркуд» говорится, что «дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся».

В древнем Азербайджане в богатых семьях, когда прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. В честь заезжих купцов и путешественников во дворцах правителей устраивались настоящие пиры с меню в 300 блюд!

Для встречи особо важных гостей существовал специальный ритуал. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Они делились на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксакалы). Они несли подарки: хлеб особой выпечки или лаваш, соль, зеркало, шербет и другие сладости, завернутые в красную материю. Вторая группа, состоявшая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали шербетом, хлебом-солью, девушки бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры.

Долма из овощей – традиционное блюдо азербайджанской кухни. Фаршированные овощи не только тушат, но также и запекают в духовом шкафу. Употреблять долму можно как в горячем, так и в холодном виде.

Шашлык из баранины – традиционное азербайджанское блюдо. В каждой азербайджанской семье умеют готовить шашлык и у каждой свой уникальный рецепт шашлыка. Самое главное в шашлыке – это мясо, нежное мясо молодого барашка, пропитанное ароматом свежей зелени, пробуждает аппетит в любое время года.

Щирин-гоурма – традиционня азербайджанская поджарка, которая готовится из мяса, лука и сухофруктов. Такое блюдо, как поджарка подают на рисовой подушке – плове.

Праздник граната в Азербайджане Знаменитый Азербайджанский гранат!

26 октября. При совместной организации Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики и Гейчайской районной исполнительной власти, в городе Гейчае, традиционном центре гранатоводчества Азербайджана, ежегодно проходит традиционный Праздник граната. Для участия в праздничных мероприятиях в район приезжают представители госорганов, члены Милли Меджлиса, представители дипломатического корпуса, гости из соседних районов, которых тепло встречают жители и представители районной общественности. Стоит отметить, что и сам город готовится к празднику. Проводятся работы по благоустройству, парки, сады и улицы празднично украшаются. Праздничные мероприятия начинаются с возложения венков к памятнику общенациональному лидеру в парке имени Г.Алиева и выступлений там глав местной власти и приезжих гостей, которые поздравляют население района с Праздником граната и рассказывают об экономическом, общественном, культурном и моральном значении проведения подобных мероприятий. Затем гости посещают музей им. Г.Алиева, оздоровительный комплекс и другие местные достопримечательности. Главная праздничная площадка - гранатовая ярмарка, которая проходит в центре города, и где могут побывать все участники мероприятия, попробовать замечательный гранатовый сок, производимый в ООО «Гейчай-коньяк», на Гейчайском комбинате пищевых продуктов, и узнать много полезной информации о роли граната в лечении различных заболеваний. В парке им. Г.Алиева проходят выступления спортсменов, фольклорных групп, ансамбля песни и танца, а также различные конкурсы с присуждением призов. Вечером на главной площади района Праздник граната завершается великолепным концертом, с участием мастеров искусств республики, и фейерверкером.

Не секрет, что азербайджанская культура является коллективистской. В подобных культурах на первое место индивид ставит интересы семьи, клана, и уже потом - собственные. В то же время группа защищает своих членов, когда им что-то угрожает.

Основная группа, вокруг которой строится деятельность жизни азербайджанца, - его семья. По словам доктора философских наук по истории Бахмана Фазилоглу, семья занимает особое место в жизни наших соотечественников. Это видно по тому, что подготовка к созданию новой семьи порой начинается уже с рождения ребенка, например, девочкам собирают приданое.

По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в "Разлучении жены с мужем, родителей с детьми". Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.

Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.

По словам доктора Захидовой, дети являются основной ценностью азербайджанской семьи. Скорейшее появление детей в молодой семье отражено в сказках и дастанах. В них часто упоминается свадьба длиною в сорок дней и сорок ночей, через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут после которой молодая жена рожает сына-пехлевана (как вариант - солнце или луноликую прекрасную дочь). Герой эпоса "Деде Горгуд" Баяндур хан говорит: "Того, у кого нет ни сына, ни дочери, Аллах не любит, и мы не полюбим". Ребенок считался украшением дома, дом без детей сравнивали с мельницей без воды. Желая добра, говорили - "Пусть у тебя будет много детей", проклятием же считались слова - "Пусть твой род закончится на тебе", или "Оставайся одиноким, как сова".

Дети мужского пола особенно ценились. Завязывая невесте красную ленту на свадебном платье, говорили - "Пусть у тебя будет 7 сыновей и 1 дочь", при входе в дом мужа молодой супруге давали подержать на руках мальчика. Тому, кто сообщал отцу или деду весть о рождении мальчика, вручали подарок. В то же время к рождению девочки относились довольно равнодушно. Тот, у кого не было сына, считал себя несчастным человеком. Иногда если в семье рождались только девочки, их называли Гызбяс, Гызайыт, Гызетяр, Бястигыз, Бясти и т.п. Все эти имена означают одно - девочек достаточно. Об этом говорится в поэме Самеда Вургуна "Слово о колхознице Басти":

"Мать, плача, назвала тебя "Басти",

Что значит "баста", "хватит", "отпусти"".

В то же время рождение первенца становилось большим праздником вне зависимости от пола. В семье заранее готовились к появлению ребенка - шили одежду, постельное белье, готовили одеяла и матрасы, покупали колыбель. В знатных семьях было принято заказывать у мастеров богато украшенные колыбели.

Как отмечает доктор Захидова, большим праздником становился обряд имянаречения малыша. В некоторых регионах этот обряд проводили на седьмой день после рождения, в других - на десятый. Накрывали богатый стол, приглашались родственники и соседи. В правое ухо ребенку читался "азан", в левое - "икама", после этого малышу давали имя. Имена обычно выбирали из священного Корана. Наряду с именами пророков, халифов, имамов и их детей младенца так же называли в честь бабушек и дедушек. Кроме арабских имен детям так же давали имена, имеющие тюркское или персидское происхождение. Имена мальчиков обычно обозначали мужество, честность, бесстрашие, мудрость и другие положительные качества, девочек - мягкость, благородство, счастье и мудрость, а так же названия цветов, птиц и зверей.

Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: "Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине". В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п. Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.

Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.

Особую роль в азербайджанской семье играл отец. Хотелось бы привести любопытный эпизод из эпоса "Деде Горгуд": Купцы увидели своего спасителя по правую руку от Бейбуры хана. Они подбежали и поцеловали его руки. Бейбура хан разгневался - негоже отдавать предпочтение сыну в присутствии отца, это считалось неуважением.

Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет "Бисмиллах" и не приступит к трапезе.

Уважение к матери так же занимало важную роль в жизни каждого азербайджанца. Муж советовался с ней по всем вопросам, касающимся семейных дел. Труд матери на благо детей, воистину, огромен. Насреддин Туси писал, что мать кормит ребенка, поощряет его совершать добрые дела и предостерегает от дурного. Мать так сильно любит детей, что готова отдать за них жизнь. Право матери называли правом Бога. Пророк Мухаммед (с.а.в.) лаконично обозначил вклад матерей в одной фразе: "Рай - под ногами матерей". Если сравнить права отца и матери, права отца находятся в духовной сфере, матери - в материальной. По этим причинам дети начинают раньше чувствовать материнскую заботу и проявляют к ней большую привязанность.

Важную роль также уделяли физическому и интеллектуальному развитию детей. Дети в ханских и бекских семьях учились стрелять из лука. Отцы брали их с собой на охоту. Мальчики с детства учились верховой езде. Девочки также занимались физическими упражнениями. Свидетельства о физическом развитии детей можно найти в таких произведениях, как "Деде Горгуд", "Шах Исмаил", "Мухаммед-Гюляндам" и других. По достижению 6-7-летнего возраста их отправляли к молле, дети из богатых семей учились в медресе, а также за границей.

Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.

Чинара Гулиева

Похожие публикации