Что такое ашура у мусульман. Месяц мухаррам и день ашура. Хадисы про день ‘Ашура’

Благословенный для правоверных мусульман день Ашура выпадает на 10 число месяца мухаррам по календарю Хиджра. Постоянной даты по григорианскому стилю не имеет, в 2018 году приходился на 20 сентября. Относится к значимым праздникам в исламе, имеет свои традиции и глубокие исторические корни. В этот день принято поститься, делать добро, поминать пророков посланников Аллаха и другие важные события, вплоть до сотворения мира.

Угодные деяния

Ураза в день Ашура желательна, но не вменяется в обязанность. За соблюдение полагается вознаграждение – прощение грехов за прошлый год. Воспользоваться этой возможностью или держать пост только в рамадан – каждый мусульманин решает сам.

Приветствуется посещение больных, помощь немощным и любые добрые дела. Особо почитается щедрость к своей семье. Раздать садака родным и близким – означает обеспечить благосостояние по милости Аллаха на последующие годы.

Часть дня желательно провести в поклонении Всевышнему. Мусульмане посещают мечети, возносят коллективные молитвы, совершают тахаджур намаз. Это особое время, когда принимаются дуа, отпускаются грехи, сокращается расстояние между Аллахом и его детьми.

Глубокий смысл праздника

Слово «ашара» переводится с арабского, как «десять». Из этого следует самое простое объяснение названия праздника – десятый день месяца мухаррам. Но в исламе существует два варианта более глубокого понятия истинного смысла великого события.

Значимые вехи

Именно в день Ашура произошло сотворение земли, небес и морей, ангелов и сына божьего – первого человека. Позже Аллахом было принято покаяние Адама. Эта же дата считается днем Страшного Суда в будущем.

В истории ислама отмечен еще ряд важных событий, связанных с великим праздником и именами пророков:

  • спасение Нуха от вод великого потопа;
  • вызволение Юнуса из чрева рыбы;
  • вознесение на небо Исы и Идриса;
  • исцеление Аюба от тяжкой болезни;
  • встреча Якуба с сыном;
  • становление Сулеймана царем;
  • освобождение Юсуфа из тюрьмы;
  • спасение Мусы от преследований фараона.

Также считается, что в этот день пророку Ибрахиму снизошло повеление Аллаха принести в жертву собственного сына Исмаила и дарована высшая милость в виде жертвенного барана взамен.

Благословенные дни и месяцы

По мнению ученых-богословов, день Ашура назван так, потому что Аллах наделил последователей и сподвижников пророка Мухаммеда десятью почестями в виде особых месяцев, дней и ночей. Почитания их считается обязательным, воздаяние за благие дела многократно увеличивается в сравнении с другим временем.

В их числе:

  • месяц раджаб – прославляет величие общины Мухаммеда по сравнению с иными;
  • месяц шаабан – символизирует значимость Посланника над другими пророками;
  • месяц рамадан – сила очищающего поста;
  • 10 дней месяца мухаррам – лучшее время для обращения к Аллаху;
  • ночь Ляйлят аль-Кадр – единовременное поклонение, равноценное тысячам месяцев;
  • Ураза-Байрам - воздаяние;
  • день Арафа – пост, отпускающий грехи за 2 года;
  • Курбан-Байрам – момент приближения в Богу;
  • день Ашура – пост искупает грехи за год;
  • пятница – главный из всех дней недели.

В день Ашура меняют покрывало на – величайшей исламской святыне. Чтят праздник не только мусульмане, но и последователи других религий, к примеру, иудеи. Это лишний раз подтверждает единство корней и могущество Всевышнего.

Благословенной Ашуры и мира вашему дому!

20 сентября мусульмане отмечают день Ашура, который приходится на 10-й день месяца мухаррам по мусульманскому календарю.

Ашура – особенный в исламской истории. В этот день было даровано спасение многим пророкам. Именно в Ашура Всевышний по Своей Милости принял покаяние Адама. В этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в потопе. В этот день Аллах даровал спасение пророку Мусе, мир ему, и его общине. В Ашура Всевышний Аллах сотворил Небеса, Землю, Арш, ангелов и первого человека – Адама, мир ему.

История дня Ашура

Когда пророк, мир ему, прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк, мир ему, сказал: «Я имею на Мусу больше прав!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным». В хадисе сказано: «Лучший месяц для поста после месяца Рамадан – месяц Мухаррам, и лучший намаз после обязательных намазов и намаза, совершенного в глубине ночи (т.е. тахаджуд намаза) – намаз совершаемый в день Ашура».

Пост в день Ашура

Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» В соответствие сунной пост в день Ашура следует держать с одним днем до или после, чтобы не уподобляться людям Писания. Ибн Аббас рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему, стал поститься в день Ашуры, то повелел своим сподвижникам делать тоже самое. На что они стали негодовать: «О посланник Аллаха, это – день, который почитают иудеи и христиане». Тогда посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Даст Аллах, в следующем году мы будем поститься и девятого числа». Также сообщается, что Пророк сказал: «Соблюдайте пост в день Ашура, однако отличайтесь от иудеев, соблюдая пост накануне или же в день после него». Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Пост в день Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день Ашура искупает грехи прошлого года». Ибн Аббас также передал: «В день Ашура посланник Аллаха постился с особым отношением и выделял этот день среди других в году».

Садака в день Ашура

В достоверной передачи хадиса посланника Аллаха, мир ему, сказано: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы». А в другом хадисе сказано: «Если человек даст милостыню в этот день, это равноценно тому, как если бы он давал милостыню целый год».

Ашура – траур или праздник?

Некоторые мусульмане предпочитают отмечать этот день как траур. Действительно, в этот день в междоусобном столкновении был убит один из самых выдающихся сподвижников, внук пророка Мухаммада, мир ему, Хусейн. Однако богословы предостерегают от политизации этого дня вносящего раскол в умму. В этот день рекомендуется вспоминать достоинства выдающихся сподвижников и пророков, упомянутых в хадисах о дне Ашура: Адама, Нуха, Мусу и Ису. Также этот день желательно провести с семьей и дарить друг другу подарки.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:

Достоинства поста ‘Ашура

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Достоинства поста ‘Ашура и его законополежения.

Абу Къатада, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ وَصِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ

Я надеюсь на Аллаhа, что пост ‘Арафа послужит искуплением грехов одного года до него, и года после его. Я также надеюсь, что пост ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!
Передал Муслим.

→ Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказал:

“Когда пророк прибыл в Медину он увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллаh спас сынов Израиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк сказал: «Я имею на Мусу больше прав чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”.
Передал аль-Бухари.

С хадиса не понимается, что пророк ﷺ начал держать пост из за иудеев, нет! Он ﷺ держал пост до переселения в Медину, как об этом сообщил имам Муслим от ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний.

→ Ибн ‘Умар, да будет доволен им Всевышний, сказал:

“Люди времен джаhилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился посланник Аллаhа и мусульмане до того, как Аллаh вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха сказал: «Поистине, ‘Ашура - это день из дней Аллаха! Кто желает, пусть постится, а кто не желает, пусть не постится»”.
Передал Муслим.

В какой день надо держать пост ‘Ашура?

→ Сказал наш шейх, да хранит его Аллаh:

الأفضل أن يصوم التاسع والعاشر ؛ لحديث عبد الله بن عباس رضي الله عنهما ، قال : حين صام رسول الله صلى الله عليه وسلم يوم عاشوراء وأمر بصيامه ، قالوا : يا رسول الله ، إنه يوم تعظمه اليهود والنصارى ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : فإذا كان العام المقبل إن شاء الله صمنا اليوم التاسع قال : فلم يأت العام المقبل ، حتى توفي رسول الله صلى الله عليه وسلم. رواه مسلم فإن لم يتمكن فيصوم العاشر والحادي عشر ، وبه تحصل مُخالفة اليهود

«Лучше поститься в девятый и десятый день (месяца Мухаррам), и это согласно хадису Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллаh, который сказал:“Когда посланник Аллаха постился в день ‘Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаhа, это день, который чтят евреи и христиане”. Тогда посланник Аллаха сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха скончался”. Хадис передал Муслим.

А если он не смог поститься (в указанные дни), то пусть поститься десятого и одиннадцатого числа, таким образом также получается противоречие иудеям».

≡ Сказал Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Всевышний:

“Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура - это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Это девятый день»”.

≡ Имам Ахмад говорил:

“Я не знаю, ‘Ашура девятое или десятое число, но мы будем поститься оба этих дня”.

≡ Имам аль-Байхакъи пояснил:

“Вероятно Ибн ‘Аббас имел ввиду пост пророка девятого числа наряду с десятым”.

→ Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, который сказал:

“Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!”.
Передал ‘Абд ар-Раззакъ.

Дозволено ли держать пост ‘Ашура три дня?

Некоторые ученые говорили о дозволенности поста три дня подряд, однако достоверных хадисов на этот счет мы не встречали.

Некоторые говорили о дозволенности поста одним днем, днем ‘Ашура, однако другие ученые сказали о нежелательности этого!

Другие же дозволили день до и день после «Ашуры, минуя саму ‘Ашуру. Лучше всего держать день ‘Ашуры и день до него, т.е. девятый и десятый.

А можно и день ‘Ашуры и день после него, т.е десятый и одиннадцатый, как сказал об этом наш устаз, да хранит его Аллаh. А знание у Аллаhа

≡ Сказал наш устаз, да хранит его Всевышний, комментируя хадис:

«Хадис: “Поститесь день до (‘Ашуры) и день после”, хадис не достоверный. (Данный) хадис передал имам Ахмад и аль-Баззар со слабым иснадом. Цепочка (хадиса сконцентрирована) на Дауде бин ‘Али, а он передает (этот хадис) от Ибн Аби Лейли.
Сказал аль-Баззар: «Данный хадис передается от Ибн ‘Аббаса с разными путями, и нам не известно, что бы кто-то передал его от Ибн ‘Аббаса и других, где посланник Аллаhа ﷺ велел бы держать пост до (‘Ашуры) и после, кроме как в хадисе (передаваемом) Даудом бин ‘Али, от своего отца, от Ибн ‘Аббаса, а о Дауде мы говорили ранее»

Сказал аль-Хайсами в «аль-Маджма’: «(Данный хадис) передал Ахмад и аль-Баззар, в (цепочке этого хадиса) Мухаммад бин Аби Лейла, относительно него (ученые) высказывались по разному»

(Что касается) Дауда бин ‘Али: сказал Ибн Хаджар: “Пойдет» (Годен). Т.е если будут параллельные ему цепочки, но если он единственный в своей передаче, то (в таком случае) он слабый (передатчик).

Некоторые ученые говорили о дозволенности поста три дня подряд (включая сам день ‘Ашура), ибо три дня поста каждый месяц приравнивается к целому году постов. Согласно словам пророка ﷺ: «Три поста каждый месяц, а также посты в Рамадан, все это словно год (непрерывного) поста». Передал Муслим.

И это по тому, что за одно благое деяние полагается десять наград.

Но очевидно, что пост ‘Ашура лучше соблюдать в девятый и десятый (Мухаррам)».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

Месяц Мухаррам является одним из четырёх, священных для мусульман месяцев, а 10-й день месяца называют днём ‘Ашура (от слова «ашара», что означает «десять») Относительно этого дня существует много разных историй и притч. Исторически так сложилось, что на протяжении многих тысячелетий, возможно, и миллионов лет, на этот день приходились значительные события, которые касались некоторых пророков (мир им) и Творца (Свят Он и Велик).

День ‘Ашура ‒ день поминовения пророков посланников Аллаха (мир им). В этот день Аллах оказал помощь и внимание 10 пророкам, а так же это один из десяти дней, когда Всевышний проявляет свою щедрость.

Первое историческое событие, связанное с этим днём, произошло во времена праотца всего человечества и пророка Адама (мир ему). По Своей милости, Всевышний принял покаяние у Адама в день Ашуры.

Пророк Идрис (Енох) (мир ему) был вознесён в день ‘Ашура.

Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» «А где он?» ‒ уточнил ангел смерти. «Да вот он», ‒ воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса.

св. хадисов Ибн Хаббана

Ибн Кутейба говорил, что «Идрис был вознесён ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет ». [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., 2000. Т. 8. С. 463.]

День ‘Ашура является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ноя) (мир ему). В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого потопа. Ноев Ковчег утвердился на горе аль-Джудий. (Св. Коран, 11:44)

В этот день родился пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему), в этот день он был вознесён на уровень халиля, в этот же день был спасён от огня.

Именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (Моисея) (мир ему) и его народа, от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском.

Один из величайших примеров искренней и грамотной набожности пред Богом в истории человечества ‒ пророк Юнус (Иона) (мир ему) ‒ был спасён из брюха кита в день ‘Ашура. Кит, из желудка которого он взмолил Аллаха о спасении, подплыл к берегу и, раскрыв пасть, выпустил его.

В это день Аллах принял покаяние (тавба) Дауда (Давид) (мир ему).

Аллах провёл через испытание и трудность пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему), лишив его на некоторое время власти и могущества. В день ‘Ашура Всевышний вернул своему прекрасному рабу власть.

В этот день был живым вознесён к Господу пророк Иса (Иисус) (мир ему), чтобы потом вернуться на землю до Конца Света.

Пост в день ‘Ашура

В день ‘Ашура пророки Нух и Муса (мир им), в знак благодарности Господу Миров за чудесное спасение соблюдали пост. О посте в день ‘Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот великий день соблюдали пост даже арабы во времена джахилии. Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное, и это отягощало их, им было сказано поститься в день ‘Ашура для искупления греха. [См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му’асыра. Т 1, с. 399]

В этот день курайшиты меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов.

Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

День ‘Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим поститься. После установления обязательного поста в месяц Рамадан Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься [в ‘Ашура], а кто не желает, тот может не поститься.

св. хадисов аль-Бухари (2003), Муслима (1130)

В первые годы Ислама пост в день ‘Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на Рамадан, у него осталось почётное положение.

Один из величайших сподвижников Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».

св. хадисов аль-Бухари (3397)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) показал тем самым своим сподвижникам, что эти события имели место быть, таким образом подтвердив единство корней монотеистических религий в том числе и в религиозной практике.

Пост в день ‘Ашура является желательным (мустахаб). Верующий человек всегда помнит слова Всевышнего, переданные в хадисе-кудси:

Самым любимым из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является вмененное Мною ему в обязанность. И будет раб Мой стремиться приблизиться ко мне Мне, совершая дополнительное, пока не будет проявлена к нему Моя Божественная любовь.

Аль-Бухари Рияд: Аль-Афкяр ад-давлийя,

1999. С.1247, хадис №6502

Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года.

Вот несколько хадисов о посте в день ‘Ашура:

Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день ‘Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года.

Св. хадисов Муслима (2803)

Лучший пост после рамадана - это пост в месяце Аллаха, мухарраме.

Св. хадисов Муслима (1163)

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.

Св. хадисов Муслима (2722)

Поститесь в день ‘Ашура, но не будьте [излишне] похожи на иудеев, поститесь [также] в день до него и день после.

Хадис от Ибн ‘Аббаса,

св. хадисов Ахмада (2154)

Имам Ахмад сказал: «Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘‘Ашура, пусть постится девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин ». [См. “аль-Мугъни” 4/441]

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них - это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид - это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата ». [См.: Задуль-ма’ад, 2/76]

Также относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) можно посмотреть в книгах: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

В Священном Коране сказано:

Спешите заслужить прощение от Господа вашего и райскую обитель, обширную, как Земля и небеса, что уготована для богобоязненных.

Св. Коран, 3:133

Пусть же Всевышний поможет нам понять суть нашего бренного бытия, извечного и вместе с тем конечного предназначения человека, и выбрать тот путь, который соответствует Его Слову и ведёт к достижению счастья и благополучия в обоих мирах ‒ в мире земном и в мире вечном! Амин.

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Использованные источники:

Ш. Аляутдинов «Ответы на ваши вопросы об Исламе»

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству»

Мухаррам является одним из высокочтимых священных месяцев для мусульман. Самым ценным днём месяца Мухаррам является день ‘Ашура. Ашура – от слова «ашара», что означает «десять». На 10 мухаррама приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Аль-Курси (Престола), ангелов, Адама, мир ему, переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после грехопадения; множество счастливых случаев, связанных с пророками. Так, в этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели; также в день Ашура Аллах даровал пророку Мусе, мир ему, и сынам Исраиля спасение от Фараона, после чего Муса, мир ему, стал соблюдать пост 10 числа месяца Мухаррама.

Поклонение

В День Ашура читают молитвы и Священный Коран, раздают садака , радуют детей и близких, совершают другие богоугодные дела. Желательно соблюдать трехдневный пост в день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни – 9, 10 и 11-го мухаррама . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший пост после Рамадана, пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных, молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)

Достоверные хадисы о дне Ашура

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение, тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (Аль-Бухари). Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Поистине, когда Посланник Аллах, мир ему и благословение, прибыл в Медину, он нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса, мир ему, и Его народ от Фараона, поэтому Муса, мир ему, соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Господу”. Тогда Пророк, мир ему и благословение, изрек: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к пророку Мусе, мир ему, в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, избегал сходства с людьми Писания (христианами и иудеями), поэтому он сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после (одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днем Ашура соблюдать один из дней до или после)».

Если человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение (ният) на пост в день Ашура: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат (желательный) пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, сказав: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради (во имя) Аллаха», и тогда он, иншаАллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

Похожие публикации