Что такое настольные ролевые игры? Настольные игры «РПГ Настольная ролевая игра как играть

Настольные игры rpg или по-другому их называют настолка представляет собой забаву с наименьшим использованием разных игровых инструментов и действующим применением механической модели.
Первейшая настольная игра РПГ появилась в 74- х годах. Её выпустила компания TSR Самая первая игра называлась «Dungeons and Dragons».
Разница RPG игр от настольной состоит в одном-единственном окошке, которое находится среди игроков и областью игры(сеттингом), в котором пребывают их персонажи. Также в список отличий входит мастер игры (человек, который является в игре ведущим).

Он помогает представить остальным игрокам обстановку, в которой они являются своими персонажами. Также мастер игры предсказывает будущие события, которые зависят от действий игроков.
В данном способе игры имеются как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительной считается обстоятельство, то что в настольной ролевой игре можно совершать почти всё что угодно. Герои имеют все шансы применять свои все без исключения способности, какие дает им игровое сообщество, в собственных поступках они урезаны лишь нравственными устоями героев, которым он является и внутренними законами игрушки, в котором они пребывают.

В таком случае довольно значимым минусом будет являться тот факт, что в настольной игре нужно будет действовать сообща, иначе время игры может очень сильно продлится.

Процесс ролевой игры способен двигаться как устно, так и с применением законов настолки. Присутствие мастера в ролевой игрушке дает ему право непосредственно принимать решение, например такое как способен ли герой совершить объявленное игроком действие либо не способен, в какой мере его действия удачны и к каковым приводят итогам. Если настолка ведётся согласно некоторой игровой концепции, как правило значительная доля способностей персонажа уже всем известна и охарактеризована предписанными правилами этой игры. В таких рода играх осуществление либо не осуществление воздействия обусловливается мастером в согласовании с законами игры, формулой либо таблицей, предустановленной самой игрой.

Часто в ролевых настольных играх применяется листок персонажа -это бумажка, в которую игрок настолки собственноручно вводит сведения о своем личном персонаже, в том числе информацию о экипировании. Немного реже применяется диcплeй мастера, в котором записаны ключевые принципы и правила игры.

Подборка настольных РПГ игр

Воин, волшебник и другие герои, крепко устоявшиеся в мире фэнтези отправляются на очередные поиски приключений в настольной игре Расхитители Подземелий.Вас ждет встреча со страшными монстрами, дележка сокровищ и бесконечные лабиринты в темных уголках подземелья! Только самого богатого к концу игры ожидает вкус той самой сладкой победы! Играть смогут до пяти человек и желательно, чтобы количество игроков было не менее четырех, иначе пропадает чувство конкуренции и задора. Более подробные правила игры читайте в соответствующем разделе.

Pathfinder самая настоящая настольная rpg. Игра состоит из большого количества локаций, которые объединены в общий игровой сценарий или компанию. Собирайте друзей, выбирайте героя и вперед на встречу приключениям! На пути вам встретятся различные монстры и боссы, одолеть которых без помощи союзников будет не так просто. Pathfinder интересное воплощение классической ролевой игры в виде карточной настолки. Правила объемные, но при этом довольно просты, логичны и быстро запоминаются.

Битва Легенд: Воскрешенные - очередная настольная игра в жанре РПГ, где игрокам предстоит выбрать себе героя по душе из большого числа возможных вариантов и сразиться с другими игроками в жестокой схватке, где балом правит меч и магия! Как и в любой РПГ, данная настолка позволит вам прокачать своего персонажа до определенных высот, но тут не придется бить различных монстров, эта игра по своей сути - арена, где сильнейшие сражаются за право быть первым! Стоит отметить, что Битва Легенд - отечественная настольная игра, сделанная на высоком уровне и ничуть не уступает по стилю другим играм такого жанра.

Какой должна быть идеальная настольная игра, мы знаем по фильму «Джуманджи»: интуитивно понятной, крайне реалистичной и насколько интересной, чтобы не отпускать игроков до конца. Однако идеала, как известно, не существует - это фантастика. Зато существуют настольные игры, внесшие особый вклад в развитие индустрии развлечений. О них вы и узнаете на следующих страницах.

Настольные игры

Простейший пример классических настолок, или настольно-печатных игр (НПИ) - всем известная «Монополия». Как правило, настолка продается целиком в одной коробке (хотя могут быть и расширения-дополнения), рассчитана в среднем на 3-6 игроков и продолжительность партии от получаса до нескольких часов. В комплект могут входить поле, карты, жетоны, фишки, игральные кости, счетчики - практически в любых комбинациях.

«Колонизаторы» (1995)

За прорыв

Больше десяти лет назад «Колонизаторы» стали первой немецкой настолкой, добившейся мирового признания. 25 языков, 11 миллионов экземпляров, три десятка расширений и вариаций, среди которых есть как исторические, так и откровенно фантастические… А в 2002 году русская версия «Колонизаторов» положила начало изданию лучших настолок мира и в нашей стране. Именно благодаря этой дважды первопроходческой игре мы сегодня можем разложить на столе «Манчкина», «Затерянные города» и даже World of Warcraft.

«Манчкин» (2001)

За стёб

Стив Джексон наверняка рассчитывал на успех своей издевательской пародии на «Подземелья и драконы», однако вряд ли предполагал, что он окажется настолько большим. Меньше чем за десять лет «Манчкин» успел тщательно выстебать не только D&D, но и космооперу, «вампирятник», восточный боевик, супергероев, Ктулху, вестерн и пиратов. Некоторым игра кажется однообразной, но она, несомненно, заслуживает включения в наш перечень. Возражения? У вас приблизительно 2,6 секунд, чтобы их высказать…

World of Warcraft (2005)

За размах

Эта игра - наглядное свидетельство того, насколько серьезно можно относиться к настолкам. И дело даже не в бережном переложении культовой MMORPG. В настольном WoW доведено до предела все: качество изготовления, объем правил, число элементов, цена, размеры, продолжительность партии… Не всякий купит ее для личной коллекции, зато игра станет идеальным подарком для любителей настолок, фанатов компьютерной игры и собирателей редкостей.

«Зельеварение» (2005)

За стройную симметрию

Пожалуй, самая гениальная по простоте придумка отечественных разработчиков игр. Из определенных ингредиентов собираются порошки, зелья, эликсиры. Из них, в свою очередь, могут делаться снадобья более высокого уровня - вплоть до Верховного Эликсира или Великого Талисмана. За каждое удачное следование рецептуре начисляются очки в зависимости от уровня полученного магического зелья. Игроки могут вмешиваться в свои и чужие лабораторные опыты с помощью разного вида заклятий. Игра поражает стройной архитектоникой и продуманным дизайном.

Коллекционные карточные игры

Что это за игры, ясно из названия. Основной и необходимый их элемент - карты, хотя иногда могут использоваться и жетоны, счетчики, игровое поле. Распространяются они в разнообразных наборах (стартерах, бустерах), из которых игрок самостоятельно составляет себе колоду. Как правило, в ККИ играют вдвоем, однако многие игры поддерживают «мультиплеер». У большинства ККИ регулярно выходят новые наборы и карты: чтобы идти в ногу со временем, придется поиздержаться.

Magic The Gathering (1993)

За гениальную идею

На самом деле Ричард Гарфилд почти ничего нового не придумал. Почти. Он просто соединил в одно целое два элемента: простую карточную игру и коллекционирование карточек. Попутно родилась идея составления собственных колод. Соединившись, все это дало настолько ошеломляющий результат, что калифорнийский математик быстро стал миллионером, а в игровом мире появился новый жанр. Да, за 15 лет его бурного развития появлялись и более интересные ККИ, но до сих пор как-то принято разделять представителей жанра на две группы: «Магия» - и все остальное.

Guardians (1995)

За красоту

В сентябре Guardians стукнет 13 лет, но ни одна ККИ так и не превзошла ее по качеству иллюстраций. Напротив, некоторые издательства не гнушались использовать вдохновенные работы Кита Паркинсона, Дона Мэйтца, Брома и других художников при оформлении своих настолок. Но не только иллюстрации выделяют эту ККИ: Guardians можно смело отнести к числу лучших карточных варгеймов. Кроме того, поклонники искрометного юмора и стеба полюбили ее еще в доманчкиновский период.

Pokemon (1999)

За внимательность к детям

Когда компания Wizards of the Coast анонсировала эту игру в 1998 году, почти никто из магазинов и клубов не захотел ее заказывать. Зачем нужна игра для детей младшего школьного возраста? Через год продажи этой ККИ уверенно вышли на второе место, уступая только «Магии». Теперь каждый год появляется множество коллекционных карточных игр по аниме-сериалам и видеоиграм - однако коммерческий успех «Покемонов» смогла повторить только Yu-Gi-Oh!

Lord of the Rings TCG (2001)

За дизайн и баланс

Уникальный случай: коллекционная карточная игра создавалась одновременно с фильмами-первоисточниками. Более того, иногда кадры из фильмов Питера Джексона появлялись на картах раньше, чем на киноэкране. LotR TCG выгодно отличалась от рисованной предшественницы Middle Earth CCG простыми правилами и высокой динамикой. А основной «фишкой» карточного «Властелина Колец» стало то, что каждый игрок выступал одновременно и за светлые, и за темные силы. Ну и наконец, оформлена ККИ была на пять с плюсом.

Настольные ролевые игры

В ролевой игре - компьютерной, «живой» или настольной - участник играет за одного или нескольких персонажей. В принципе, собраться небольшой компанией и сыграть в ролевку можно и без всяких правил, но по правилам - интереснее. Помимо книги правил, для ролевых игр выпускают томики-дополнения (описания вселенных, монстров, магии и т. п.), в них почти всегда используются игральные кости и карточки с характеристиками героев. Сражения могут моделироваться с помощью фигурок. Стандартный состав для настольной ролевки - 3-5 игроков и один мастер-ведущий.

«Подземелья и драконы» (1974)

За классику фэнтези

Первая и самая популярная настольная ролевая игра, самая свежая редакция которой вышла пару месяцев назад (читайте наш обзор новинки на следующих страницах). Dungeons & Dragons стали своеобразным стандартом не только для ролевых игр, но и для героико-приключенческого фэнтези. «Темный эльф» Сальваторе и разнообразные «Драконы» Уэйс с Хикмэном - все это официальные новеллизации D&D. А уж сколько книжек написано под впечатлением от сыгранных партий, сколько человек полюбили фантастику благодаря этой игре… Словом, «Подземелья и драконы» - культурное явление мирового масштаба.

Call of Cthulhu (1981)

За сверхъестественный ужас

Игра-долгожитель, которая отличается от D&D не меньше, чем мрачные фантазии Говарда Ф. Лавкрафта отличаются от похождений Темного эльфа. За встречи с непознанным героям «Зова Ктулху» придется расплачиваться психическим здоровьем, а в конце их ждет лечебница либо пасть кошмарного монстра. Дополнения к игре охватывают разные годы, но лучше всего играть в двадцатые прошлого века: атмосфера лавкрафтовских рассказов замечательно сочетается с нуаровой стилистикой того времени. За более чем четверть века своего существования ролевка стала неотъемлемой частью Мифоса - вселенной, созданной Г. Ф. Л. и его последователями.

World of Darkness (1991)

За готик -панк

«Мир Тьмы» - мистическая изнанка нашей повседневной жизни. По его темным улицам бродят оборотни, кланы вампиров тайно управляют людьми, а в обычном человеке может внезапно пробудиться магическая сила… «Мир Тьмы» объединяет больше десятка настольных ролевых игр, наиболее известная из которых - Vampire: The Masquerade. К 2003 году вселенная настолько разрослась, что создатели сочли за лучшее устроить Судный день, и в 2004-м выпустили новую редакцию, объединившую части «Мира Тьмы» не только тематически, но и на уровне игровой механики. Если вы любите ночь, готику, заговоры, мистические тайны - то эта игра создана для вас.

«Эра Водолея» (2000)

За русское аниме

Создатели «Эры Водолея» хотели убить двух зайцев: выпустить первую в России коммерческую настольную ролевку и способствовать популяризации аниме. Были разработаны интересный мир и оригинальная игровая система, однако первый блин вышел комом. Несколько запланированных расширений так никогда и не увидели свет. Раз в год появляются слухи о возрождении системы, но российские издательства с подозрением смотрят на анимешную ролевку. Зато благодаря «Эре Водолея» игроки могут вспомнить то славное время, когда настольную РПГ можно было купить в любом крупном книжном магазине.

Варгеймы

«Варгейм» - жаргонное название военно-тактических игр с миниатюрами, проще говоря, «солдатиков». Настольные баталии разыгрываются между отрядами пластиковых или металлических фигурок, с применением игральных костей, линеек и довольно сложных правил. Считается, что первопроходцем жанра был знаменитый фантаст Герберт Уэллс, составивший в начале 20 века первые своды правил для оловянных солдатиков. А в семидесятые из варгейма Chainmail выросли «Подземелья и драконы», первый представитель нового жанра ролевых игр.

Warhammer (1983)

За масштаб

Не самый первый, но самый известный из варгеймов. «Молот войны» обладает репутацией элитной игры для преданных поклонников жанра. Возиться со сборкой и покраской фигурок здесь придется даже дольше, чем изучать правила. Еще одно достоинство игры - ее многомерность. Под одной маркой объединены две колоритные вселенные - фэнтезийная и космическая, а также более десятка отдельных игр. Warhammer для варгеймов - то же самое, что Magic The Gathering для ККИ или «Подземелья и драконы» для ролевых игр.

Mage Knight (2000)

За массовость

Одни считают эту игру образцом будущего варгеймов, другие - профанацией самой идеи жанра. Уже собранные и покрашенные миниатюры продаются в стартерах и бустерах - система распространения та же, что и у ККИ. Никаких записей делать не надо: боевые повреждения отмечаются поворотами специального диска, встроенного в подставку. Правила занимают несколько страниц. В целом, Mage Knight рассчитан на куда более широкого потребителя, чем тот же Warhammer. Он не требует затрат времени, кропотливого труда или погружения во вселенную. В семейство «варгеймов с поворотными дисками» входят не только фэнтезийный Mage Knight, но и супергеройский Heroclix, и новый MechWarrior.

Мы в Geekster часто играем в настолки и пишем об этом. Но вот настольных ролевых игр до сих пор не касались. Это целая самостоятельная вселенная со своими законами и большими хитами. Мы решили разобраться и при поддержке фестиваля “Ролекон ” отобрали 9 НРИ - заслуженную классику и многообещающих новичков.

У каждой игры помечено наличие русских изданий и примерный уровень сложности: какие-то проще для входа совсем неподготовленных к подобным играм новичкам, какие-то требуют уже уверенного приключенца. Но в любом случае все эти НРИ по-своему интересны. Кстати, найти партию на одну из них в Москве можно в клубе “Локация “. Если знаете про хорошие места для ролевых игр у вас городе - пишите в комментариях.

Savage Worlds: Дневник авантюриста

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Авторы игры исходили из принципа «Быстро! Весело! Брутально!» – то есть правила должны быть как можно проще, вхождение в игру быстрым, а сам процесс – максимально динамичным и веселым. И у них это получилось! Из особенностей правил стоит отметить, что игроки контролируют не только своих персонажей, но и союзников.

Savage Worlds не привязан к какой-то конкретной вселенной. Игроки, и в первую очередь мастер, сами выбирают жанр и сеттинг своей игры, что открывает широчайшие перспективы. Впрочем, название - «Дневник авантюриста» - намекает на, прежде всего, авантюрно-приключенческий стиль в духе XIX-XX вв.: ковбои и индейцы, альтернативная Вторая мировая, лавкрафтиана, стимпанк, но также фэнтези и киберпанк. В общем и целом, это pulp-жанр. Есть уже готовые миры и кампании: морозное фэнтези Hellfrost, мистический Дикий Запад Deadlands или Россия времён гражданской войны “Красная земля”, созданный российскими разработчиками.

Собственно для игры, кроме правил, вам потребуется набор игральных костей от D4 до D12, колода карт для покера, ну, и друзья, конечно! В продаже, в том числе на русском, можно найти уже готовые приключения разных жанров, а опытные авантюристы могут сочинять свои истории.

“Отойдите, слабаки. Я сам убью его”

Mouse Guard

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Mouse Guard или «Мышиная стража» – относительно молодая ролевая игра. Она основана на серии графических романов Дэвида Питерсена, один из которых совсем недавно вышел на русском языке стараниями Jellyfish Jam.

Мир Mouse Guard очень похож на наше средневековье за тем исключением, что вместо людей его населяют разумные мыши, которые куют доспехи и оружие, строят замки, создают секретные организации и борются против хищников – котов, птиц и хорьков.

В НРИ Mouse Guard все персонажи помимо параметров имеют Убеждения, Цели и Инстинкты, которые определяют в идеальном случае их поведение. Мастер игры ставит перед персонажами задачи, который они должны выполнить, кидая D6 на препятствиях. Зато во второй фазе, игроки сами решают что им делать.

В конце января запустилась кампания на CrowdRepublic для издания на русском коробочной версии ролевой игры Mouse Guard, а Ролекон посетил автор перевода и рассказал подробнее о ней и своей работе.

“Меня не победить!…”


Мир ``Мышиной стражи``

Читайте обзор вселенной Mouse Guard в нашем материале!

Pathfinder

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

Pathfinder – ролевая игра, берущая свое начало в правилах D&D 3,5 и пытающаяся исправить ошибки этой редакции. Многие классы и расы перекочевали оттуда, хотя и своих очень много. Кроме того, заявлена обратная совместимость. Так что, если вы знакомы с D&D, то вхождение в Pathfinder для вас будет проще и сможете использовать старые приключения в обновленной игре. Очень быстро Pathfinder стал достаточно популярным, чтобы оттеснить своего предка, чего не случалось с начала 70-ых.

Действие происходит в фэнтези мире Голарионе, где обитают классические для жанра существа: эльфы, гномы, орки, нежить, а игрокам предлагается стать партией приключенцев – магом, воином, плутом, варваром, чтобы отправиться на поиски славы и сокровищ. Помимо собственно игроков потребуется и мастер, который будет вести игру и отвечать за монстров.

Pathfinder отличается хорошей поддержкой от разработчиков, постоянно выходят новые сюжеты, а благодаря Pathfinder Society, официальному сообществу, которые выполняет специальные задания, можно влиять на глобальный мир игры. Кроме того, по системе вышла официальная компьютерная игра “Pathfinder: Kingmaker”, собравшая неплохие отзывы.

“Ну, конечно же, я умею плавать! Какая еще кислота?!…”

Dungeons & Dragons

Стартовый набор 5 редакции Dungeons and Dragons

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: идет печать

Конечно, в этом ТОПе не могло обойтись без дедушки всех НРИ, самого известной и прославленного представителя этого вида развлечений – “Подземелий и драконов”. Dungeons & Dragons – игра в стиле фэнтези, самая популярная и прошедшая через много редакций и воплощений. В отличие от многих других НРИ, во вселенной Dungeons & Dragons сосуществует несколько миров (известных широкой публике по компьютерным играм, типа Neverwinter Nights), так что всегда есть что выбрать себе по вкусу.

Игроки сами создают себе персонажей, наделяя их биографиями, умениями и особенностями, которые напрямую будут влиять на игру. В качестве фактора случайности, для проверки успешности применения навыков и вероятности событий используется D20. Актуальная на данный момент пятая редакция считается более-менее классической и предоставляет много возможностей для разностороннего отыгрыша роли, а не только боевой части. Конечно, вам потребуется и хороший Мастер игры, куда же безе него?

С учетом возврата интереса к 80-ым, можно сказать, что D&D сейчас в тренде – не зря же именно в нее играли герои “The Stranger Things”.

“Эй, дракон! Своим присутствием ты оскверняешь этот хра…”

Star Trek: Adventures

Уровень сложности: один-два эльфа из трех
Русское издание: идет печать

Игра позволит оказаться на борту кораблей Звездного флота и пережить приключение в популярном научно-фантастическом сеттинге. Все ваши любимые расы, планеты и ситуации из сериала Star Trek, конечно, тут как тут, а если вы настоящий треккер, то оцените возможность оказаться на палубе звездолета. Главное, не одевайте красную униформу.

В основе НРИ интуитивно понятная система 2D20, и помимо разговорной части в “Звездном Пути: Приключениях” есть и две боевые составляющие: наземные сражения на карте с помощью токенов (или миниатюр) и космические бои, в которых игроки управляют целыми истребителями и экипажами. Ведущему доступны как готовые сценарии, так и инструменты для создания своих историй.

Есть набор с упрощенными правилами для новичков, и есть полноценная книга правил с большей детализацией (на русском выйдет позже), но обе обещают достаточную глубину и степень погружения в мир игры.

“Меня не победить!…”

World of Darkness: Vampire: The Masquerade

Уровень сложности: два бледных эльфа из трех
Русское издание: идет печать

Многие знакомы с “Миром тьмы” по двум популярным видеоиграм, к которым уже скоро добавится третья часть. Эта вселенная, похожа на нашу, с той лишь разницей, что в тени общества притаились вампиры. Они опутали своей сетью правительства и корпорации, культуру и искусство, но свой мир безысходности, отчаяния и жестокости предпочитают держать в секрете, поддерживая Маскарад, свод правил, чтобы оставаться незаметными для людей.

НРИ предлагает редкий случай сыграть за “другую сторону”, тех, кого обычно игроки с удовольствием крошат в капусту. В Vampire: The Masquerade можно присоединиться к одному из вампирских кланов, отличающихся своими сильными и слабыми игровыми сторонами. В приоритете отыгрыш роли и атмосферность, можно даже не использовать кубики, так что НРИ отлично подойдет новичкам. А роль мастера особенно важна.

И кстати, это игра в игре: помимо того, что игрок изображает вампира, так еще и вампиру нужно изображать обычного человека, чтобы “не спалиться” (в том числе и буквально: ну, знаете, солнечный свет там и все такое).

“Смешиваю все зелья и выпиваю…”

Уровень сложности: два эльфа в прыжке из трех
Русское издание: есть

FATE - дитя краудфандинга, ролевая система без привязки к конкретному сеттингу. Многие элементы, например, список навыков, детали магической системы, отдаются на решение Ведущему. На текущий момент вышло уже четыре редакции.

Особенность FATE - это аспекты, т.е. некие описательные характеристики персонажей, который заменяют привычные параметры и либо выступают как бонусы, либо как проблемы. Такой подход позволяет лучше отыгрывать роль и влиять на сюжет. Например, аспект “с великой силой приходит великая ответственность” емко описывает как преимущества, так и уязвимости персонажа. Хотя здесь достаточно таблиц и “математики”, игра все же в значительно степени рассчитана на сторителлинг.

Для игры требуются особые шестигранные кубики с плюсами, минусами и пустыми сторонами на них. В целом, правила игры достаточно просты для изначального ознакомления, но потребуют серьезного погружения, как от игроков, так и от Ведущего, которому предстоит сочинять истории.

“Дергаю за все рычаги. Какой-нибудь, да сработает…”

Tales from the Loop

Что это такое и как начать играть.

Про настольные ролевые игры слышал каждый, кто более-менее знаком с компьютерными RPG. Словосочетание Dungeons & Dragons так уж точно знакомо многим. Любители обычных настольных игр тоже могли что-то слышать от своих друзей или из разговоров за соседним столиком в игровом клубе или модных нынче антикафе.

Разбираемся, что из себя представляют настольные ролевые игры, чем отличаются от обычных настолок, и что нужно для того, чтобы начать в них играть.

Настольные ролевые игры (НРИ) берут своё начало в 70-х годах прошлого века. Именно тогда (Gary Gygax) вместе с группой единомышленников создал самую первую редакцию правил для - фэнтезийной ролевой игры, вдохновлённой работами Дж. Р.Р. Толкиена. С тех пор популярность НРИ неуклонно росла, и миру стало являться всё больше других ролевых настолок - с различными правилами, сеттингами и механиками.

Сама же Dungeons & Dragons (D&D) тоже не стояла на месте: для неё выходило бессчётное число дополнительных книг, а базовые правила пересматривались и перевыпускались в новых редакциях. Со временем, начиная с восьмидесятых годов, на основе механики D&D было выпущено огромное количество компьютерных игр. В большинстве своём, это были RPG, но встречались также квесты и даже beat’em up.

Сейчас самая свежая редакция правил D&D - пятая, известная также как D&D Next. Права на издание книг по ней принадлежат компании , известной многим по популярной ККИ Magic the Gathering.

Гари Гайгэкс

Разумеется, никто не запрещает придумывать и свои собственные сеттинги. Вкупе с той свободой действий, которую по умолчанию предлагают настольные RPG, такие системы выводят их на новый уровень, предлагая свободу в выборе контекста и формы игрового повествования. В общем, если вы давно мечтали поиграть в постапокалиптический детектив, основанный на русском народном фольклоре с элементами киберпанка, то вам определённо стоит присмотреться к одной из универсальных систем.

В случае с жанрами всё зависит как от используемой системы, так и от навыка Гейммастера и его желания создать определённую атмосферу. Некоторые системы изначально заточены под определённые жанры. Например, практически вся механика Dungeons & Dragons строится вокруг сражений с монстрами - это, по сути, экшен в фэнтезийном сеттинге. - это в первую очередь детектив (неспроста в русском переводе она называется «Сыщик»). Numenera фокусируется на исследовании окружающего мира и разгадке его тайн. В Legend of the Five Rings большое внимание уделяется общению игроков между собой и NPC, а также соблюдению норм восточного этикета.

Тем не менее, это не значит, что используемый сеттинг накладывает на Мастера и игроков какие-либо ограничения. При желании, можно разыграть и отличный детектив, используя правила D&D. Или придумать такой насыщенный экшен в настольной Star Wars, что джедаям просто некогда будет выключить свои световые мечи.

Тут вопрос скорее в том, какие ожидания у Мастера и у игроков: главное - подобрать такой формат игры, который в конечном итоге будет интересен всем. Ну и иметь в виду, что ролевые системы, всё-таки, раскрывают себя во всей красе именно в тех жанрах, для которых они создавались.

Предполётная подготовка

Теперь, имея представление о том, что такое настольные ролевые игры и какие бывают системы и сеттинги, самое время определиться с тем, что нужно для начала игры.

Найдите единомышленников

В некоторые настольные игры можно играть в одиночку, но с настольными ролевыми играми, к сожалению, такой фокус не пройдёт. Тут важна компания - как с точки зрения создания кворума для комфортной игры, так и для создания правильной атмосферы за игровым столом. Практика показывает, что оптимальное количество игроков для практически любой игры - от трёх до пяти, плюс один Мастер. Большее количество приводит к созданию балагана и растягиванию игры (особенно во время пошаговых боёв), а меньшим числом играть попросту неинтересно - в конце концов, львиная доля веселья генерируется взаимодействием игроков и их персонажей друг с другом.

Если среди друзей не нашлось единомышленников - не беда. В крупных городах магазины настольных игр регулярно устраивают эвенты, на которых можно познакомиться с настольными RPG. Плюс таких мероприятий в том, что на них игры зачастую проводят достаточно опытные мастера. Если подобные мероприятия в вашем городе не проводятся, это тоже не повод расстраиваться. На помощь придут социальные сети: в группах, посвященных НРИ, обычно полно объявлений типа «Игроки ищут мастера» или «Мастер ищет игроков в группу».

Определитесь с сеттингом и системой

Как можно убедиться из текста выше, игровых систем огромное множество. Они покрывают практически все возможные сеттинги и жанры. Какие-то - более сложные в освоении, какие-то - полегче. Но для начала я бы порекомендовал остановиться на чём-то популярном: такие системы, как правило, гораздо более проработанные, да и найти более опытных игроков будет проще, если возникнет необходимость обратиться за советом или уточнить нюансы правил.

Отдельные пару слов стоит сказать о языках. Знание английского языка в данном случае снимает практически все барьеры в выборе системы для своих настольных игр. Но и тем, кто не читает по-английски, расстраиваться не стоит: книги правил по многим популярным системам переведены на русский язык - как официально, так и стараниями фанатов. В качестве примеров можно привести последние редакции D&D - они точно издавались , даже в печатном варианте. Savage Worlds известен в русской локализации как «Дневник Авантюриста». Warhammer 40000 Roleplay, Dungeon World, Fallout PnP также можно при желании найти в русскоязычном варианте, как и многие другие системы.

Есть и целые ролевые системы отечественного производства. Одна из самых известных - « », выпущенная в 2000 году и затем переизданная в 2011-м с обновлёнными правилами. До неё выходили и другие системы: например, « » в 1997 году, и « », вышедшая аж в 1990-м и считающаяся первой настольной ролевой игрой в СССР. Занимателен тот факт, что «Заколдованная Страна» была выпущена на основе польской версии правил оригинальной D&D, которая, в свою очередь, была переводом с английского. Двойной перевод породил очень много неточностей в правилах, и без того щедро разбавленных фантазией советских разработчиков, но итоговый продукт всё равно пользовался огромной популярностью.

Определитесь, кто в группе будет Гейммастером

В идеале, конечно, желательно, чтобы первые игры для вас провёл опытный Мастер - тот, кто давно знаком с НРИ и хорошо знает нюансы выбранной игровой системы. Но даже если такового среди вашего окружения не нашлось, не беда, просто номинируйте лучшего рассказчика или обладателя самого богатого воображения. У Мастера крайне важная роль - он не только направляет сюжет вашей истории, но и задаёт тон и атмосферу всей игры.

Тем не менее, даже если вы взяли эту роль на себя, отсутствие опыта не должно вас пугать. Линейная будет история или нелинейная, будете ли вы жёстко соблюдать правила или введёте в игровую систему свои собственные, наполните ли сюжет одними сражениями или сосредоточитесь на диалогах и расследованиях - нет единственно верного способа вести игру. Самый верный показатель - атмосфера и общее настроение вашей группы. Если всем за игровым столом весело, значит вы всё делаете правильно.

Изучите правила выбранной системы

Для этого нужно сначала раздобыть соответствующие руководства и книги. С этим проблем возникнуть не должно, в интернете можно найти всё: и платные электронные копии на сайтах издательств, и любительские локализации на фанатских форумах. Главный вопрос: что именно скачивать? Взять ту же самую Dungeons & Dragons: по каждой из редакций были выпущены десятки, если не сотни книг. Как в них разобраться?

Общее правило довольно простое: в каждой системе есть основная книга с правилами. Она может называться по-разному: Core Rulebook, Player’s Handbook и т.д. В ней должны быть собраны все основные правила, необходимые для понимания механики, создания персонажей и начала игры.

Зачастую там же есть отдельный раздел для Мастера, в котором могут быть собраны параметры монстров, нюансы механик, советы по созданию приключений для игроков и так далее. Иногда этот раздел выносят в виде отдельной книги, как, например, в D&D: там он существует в виде руководства под названием Dungeon Master’s Guide. Для первых игр базового руководства должно быть вполне достаточно, а затем уже можно расширять свой кругозор дополнительными материалами по выбранной системе.

Важный момент для начинающих игроков: для того, чтобы начать играть, вам вовсе не нужно читать книгу с правилами от корки до корки. А вот Мастеру важно понимать детали механик и игровой логики, поэтому ему проштудировать руководство всё же стоит. В дальнейшем, основные моменты он сможет объяснить по ходу игры устно.

В одной из компаний, в которых я уже на протяжении многих лет веду настольные ролевые игры, некоторые из игроков за всё это время ни разу не открыли мануал ни по одной системе. И это совершенно не мешает им полноценно участвовать в игровом процессе, полагаясь лишь на мои подсказки и помощь.

Также, многие системы предлагают готовые приключения в виде отдельных книг или сборников. Зачастую там же можно найти уже готовых персонажей для игроков. Это вполне себе неплохой вариант для начинающих Мастеров - можно обзавестись таким приключением и просто вести игру «по книжке». А поднабравшись опыта и поняв, как строится логика настольных ролевых историй, уже можно переходить к созданию собственных миров и приключений, полных авторских сюжетных поворотов, персонажей и тайн.

Обзаведитесь необходимым реквизитом

И здесь я в первую очередь имею в виду кубики, или, как их ещё принято называть, дайсы. Помимо них понадобится бумага и карандаши. Вот и весь минимально необходимый набор. На самом деле, даже без кубиков можно обойтись: на любой смартфон можно скачать бесплатное приложение с виртуальными дайсами, и тогда общий размер инвестиций в вашу НРИ сведётся к нулю.

Но я всё же настаиваю на том, чтобы использовались настоящие игровые кубики: с ними гораздо приятнее играть, и в их использовании есть особый шарм, присущий лишь настольным RPG. Количество и вид дайсов зависит от используемой системы, но для верности можно взять стандартный набор, состоящий из d4, d6, d8, d10, d12 и d20 - так вы обеспечите себя кубиками на все случаи жизни.

Ландшафт, карты и миниатюрки являются приятным дополнением, но для первых партий они совершенно необязательны. Позже, войдя во вкус и определившись с наиболее подходящим для вас сеттингом, можно задуматься о том, чтобы таким образом усилить визуальную составляющую ваших игр.

Говоря о реквизите, стоит также упомянуть, что на рынке настольных игр есть готовые «стартовые наборы», включающие в себя всё, чтобы начать играть в настольные RPG. В составе таких коробок находится всё самое необходимое: и кубики, и миниатюры (или их заменители), и листы персонажей, и книги с правилами, и несколько готовых приключений. Отличный вариант для начинающих игровых групп. Единственное, что стоит иметь в виду - зачастую в таких «наборах» игра предлагает урезанные или упрощённые правила относительно основной системы. Как старые, так и новые редакции D&D с подобными «коробками», есть на российском рынке в и Pathfinder.

Играйте!

Итак, у вас теперь есть необходимые знания и реквизит - самое время отправиться в своё первое настольное ролевое приключение. Запланируйте приличное количество времени, желательно целый вечер или как минимум несколько часов. Практика показывает, что настольные RPG - это далеко не то же самое, что быстренько разложить партию в «Каркассон». Если в руководствах или стартовых наборах нет готовых персонажей, будьте готовы к тому, что половину первой партии вы проведёте за их созданием. В этом нет ничего страшного, это тоже часть игрового процесса.

Почему я говорю «первой партии» - потому что интерактивные истории в настольных RPG редко заканчиваются за одну игровую сессию. Некоторые из них могут длиться месяцами, или даже годами, прямо как сериалы. В этом есть своя прелесть - каждые выходные смотреть, как развивается игровой сюжет, а персонажи набирают опыт и становятся всё более могущественными.

Кому-то такой формат не по душе, и они играют так называемые «ван-шоты» (one-shot) - короткие приключения, укладывающиеся в одну игровую сессию. Как и в других аспектах ролевых игр, здесь вы тоже вольны в своём выборе - играйте так, как вашей группе представляется наиболее комфортным.

В этом весь мир настольных ролевых игр: с одной стороны, они предлагают жёсткие правила ролевых систем, но с другой - никогда не навязывают их, и Мастер вместе с игроками могут их менять, подстраивая под свои нужды. Они могут предлагать вам готовые приключения, но вы всегда вольны создать свою собственную эпическую сагу, лихой экшен или мистический детектив.

Там, где обычные настольные игры дают вам готовый к употреблению продукт, настольные ролевые игры дают целый набор инструментов, с помощью которого вы сможете сами создать идеальную для вас игру.

Люди, которые в первый раз слышат про настольные ролевые игры (далее, для простоты - НРИ), по своей реакции делятся на две категории. Первые начинают смущённо улыбаться, представляя себе сугубо интимные развлечения, связанные с нарядами медсестёр, полицейских и прочих представителей важных для общества профессий, а так же с задействованием диковинных приспособлений, о которых распространяться не будем, дабы не отвлекать читателя от основной темы нашей статьи.

Ко второй категории относятся те, для кого “ролевики” - синоним слова “толкинисты”. Это представление вызывает ассоциации с “эльфами”, “гномами” и “гоблинами”, проводящими время в лесах и полях (на игровых полигонах) разыгрывающими сюжеты из книг Толкина, Сапковского и других писателей в жанре fantasy и поющими у костра песни, написанные по мотивам их произведений.

На самом деле, настольные ролевые игры - это совершенно самостоятельное хобби, не похожее ни на сексуальные игры с переодеванием, ни на то, чем занимаются толкинисты. Единственной общей характеристикой для всех этих трёх увлечений является возможность вжиться в роль избранного персонажа, воспроизведя некоторые его черты и особенности поведения. Ну и, конечно, удовольствие, которое получают участники всех этих, таких разных, ролевых игр)))

Как это выглядит?

Несмотря на некоторые отличия, игровой процесс очень похож на знакомые с детства большинству читателей обычные настольные игры вроде Монополии. Игроки точно так же сидят за столом, кидают кубики и периодически сверяются с правилами или отмечают что-то на специальных бланках.

Но здесь, в отличие от обычных настолок, основное действие разворачивается не на игровом поле или карте, а непосредственно в воображении самих игроков и, фактически, вокруг них. Всё это происходит с помощью ведущего, который описывает игрокам окружающий их мир, неигровых персонажей и происходящие события. Ведущим может быть любой из игровой компании, кто решил попробовать свои силы не только в участии в игре, но и в её создании.

Игроки, в свою очередь, реагируют на слова ведущего так, как отреагировал бы их персонаж, моделируя соответствующее поведение и поступки. Грубо говоря, если ваш персонаж - накачанный спецназовец, он будет общаться с уличными хулиганами совсем не так, как общался бы с ними, например, скрипач или сотрудница библиотеки. При этом, в иной ситуации (например при необходимости быстро найти какую-то труднодоступную информацию) сотрудница библиотеки будет чувствовать себя куда увереннее спецназовца.

Приведённый пример разъясняет нам значение слова “ролевые”. Каждый персонаж - это не только и не столько роль, которую берёт на себя игрок. Это ещё и та роль, которую он выполняет в игровой команде. Это может быть силовая поддержка, “мозг” команды, харизматичный болтун - и кто угодно ещё, чьи уникальные способности помогут остальным в достижении поставленных целей.

Детально описать этот процесс будет очень сложно - лучше всего один раз увидеть всё происходящее или даже поучаствовать в пробной игре. На Ролеконе, который рассчитан специально на то, чтобы дать новым людям возможность узнать больше про ролевые игры, можно принять участие в бесплатном вводном мастер-классе, в котором наглядно демонстрируются основные игровые ситуации.

Творческая составляющая игры

Вспомните любой прочитанный приключенческий роман. В нём есть герой (или несколько героев), их друзья и враги и все остальные персонажи, которые могут помогать, мешать или просто промелькнуть нейтральными, эпизодическими прохожими. Кроме того, в романе непременно описывается окружающий героя мир - будь то современный город, фантастическая планета или вовсе неведомые края, населённые странными существами.

В литературе всё это описывает один человек - автор. Он управляет действиями героев и злодеев, заставляя их совершать ошибки, достигать успехов и героически целоваться со спасёнными красавицами в финале.

В НРИ всё обстоит иначе: как уже было сказано, функции автора, связанные с описанием мира, антагонистов и нейтральных персонажей выполняет ведущий. А вот действия героев зависят исключительно от игроков!

Этот факт совершенно справедливым образом напоминает нам про компьютерные игры, где именно так всё и происходит. Вы управляете своим персонажем, путешествуя по миру созданному авторами игры и, в меру своих возможностей, справляетесь с поставленными проблемами. Однако, набор действий, доступных вашему персонажу, ограничен. Даже в самой современной и сложной компьютерной игре можно совершать только те действия и принимать те решения, возможность которых заложили создатели.

В настольной игре ничто не ограничивает вашу свободу. Ваш персонаж может сделать всё, что вы захотите. Нет больше никаких декораций: домов, в которые нельзя войти, деревьев, на которые нельзя залезть и прочего. Поведение вашего персонажа продиктовано только вашими решениями - поэтому именно вы определяете ход игры и, в конце концов, её финал.

Чтобы было понятнее, разыграем ситуацию “в лицах”. Представим себе троих играющих: Ведущего (В), Первого Игрока (И1) и Второго Игрока (И2).
Для начала, Ведущий описывает Игрокам текущую ситуацию:
В: “Итак, после целого дня, проведённого в дороге, вы заходите в придорожное кафе под вывеской “Золотой Шашлык”. Оно выглядит более прилично, чем многое из того, что вы встречали по пути, однако всё равно не дотягивает даже до самых скромных городских забегаловок. По асфальтовому пятачку перед входом бегают две собаки, вывеска покосилась, а чуть поодаль от помещения стоит обшарпанное помещение с буквами “М” и “Ж”. Из-за здания кафе поднимается густой дым. Судя по запаху, там жарят шашлык.»
В это описание ведущий может добавить любое количество деталей по вкусу (стоит учесть и предпочтения игроков) - описать цвет здания, решётки на окнах, марки машин, припаркованных на стоянке, и всё что угодно ещё.
И1 (пусть это будет тот самый спецназовец, описанный выше): “Ставлю машину на свободное место и говорю своей спутнице что вот здесь-то мы, наконец, поедим”.
И2 (сотрудница библиотеки): “Я сомневаюсь в том, что здесь можно нормально поесть, но, за неимением лучшего, возражать не буду. Заходим в кафе”.
В: Вы видите барную стойку, на которой стоит касса. За ней - молодая девушка с длинными волосами, стянутыми на затылке хвостом. За столиками никого нет, однако перед стойкой находится посетитель - мужчина, лет 35 - 40. Он недовольно смотрит на вас, но ничего не говорит. Девушка за кассой тихим голосом сообщает, что кафе закрыто.
И2: “Мне этот мужчина кажется подозрительным, я извиняюсь и собираюсь покинуть кафе”.
И1: “Мне он тоже кажется подозрительным, но уходить я не собираюсь. Я хочу разобраться, в чём дело”.
Здесь мы видим, как игрок строит линию поведения своего персонажа в зависимости от его образа и характера. Конечно же, спецназовец будет вести себя смелее девушки из библиотеки.

Техническая составляющая игры

Мы выяснили, каким образом осуществляется “ролевой” процесс в игре (обычно его называют “отыгрыш” - от фразы “отыгрывать роль”). Однако, часто перед игроками встаёт необходимость совершить конкретные действия, которые могут получиться, а могут и не получиться. Самый простой пример, знакомый многим по компьютерным играм, - это, конечно, бой с противником. Как попасть в противника из пистолета? Как увернуться от его выстрела? Или как, например, залезть на дерево? “Отыграть” эти моменты достаточно сложно - если каждый игрок будет просто озвучивать своё действие как свершившийся факт (“Я связываю бандита, взламываю его компьютер и нахожу там адрес расположения тайника”) - игра не будет интересной, в ней не будет вызова. К тому же, тогда и Ведущий сможет сказать “Бандит выпутывается из верёвок и бьёт тебя по голове сзади, пока ты возишься с компьютером”. Подобные ситуации (выяснение того, удалось ли какое-то действие, и того, у кого оно получилось лучше) называются “разрешением конфликтов”.

Несмотря на то, что правил настольных ролевых игр существует великое множество, для них для всех можно вывести общий принцип. Он называется “механика”. В механике каждой игры и заключается её техническая составляющая.

Представьте себе среднестатистического персонажа. Как и большинство людей, для достижения успеха он использует свои физические и умственные способности. Возьмём для примера силу, ловкость и интеллект (стоит отметить, что в разных системах правил этих способностей может быть больше и они могут иначе называться). Каждая из этих способностей обозначается каким-то числом, выражающим степень её развития (это число определяется в процессе создания персонажа - общий смысл таков, что какие-то из способностей будут выше остальных (например, персонаж умён, но слаб) или все будут иметь усреднённые значения (так что персонаж нигде не будет иметь особых уязвимостей, но и звёзд с неба хватать не сможет).

Чем выше значение - тем выше вероятность того, что действие удастся. Однако, так как ситуации бывают разные и даже у самых умелых людей иногда случаются неудачи, в игру вносится элемент случайности в виде игральных костей. Таким образом, значение способности не является определяющим фактором успеха, а лишь повышает вероятность этого самого успеха.

Представим себе, что у нашего спецназовца из примера следующие характеристики:
Интеллект: 2
Ловкость: 3
Сила: 3
Получается что, не будучи человеком глупым (тогда Интеллект был бы равен 1), он в большей степени полагается всё-таки на свои физические способности. Вот как это проявится в игре:
В: Мужчина у стойки разворачивается в вашу сторону и угрожает пистолетом, требуя, чтобы вы встали на колени и подняли руки вверх.
И1: Всё-таки это бандит. Мне кажется, что, если мы подчинимся его требованиям, он нас или ограбит, или вообще - убьёт, как свидетелей. Я хочу оценить ситуацию - насколько далеко я от бандита?
В: Кафе небольшое, поэтому ты можешь попытаться добраться до него хорошим прыжком. Но учти что, если он будет стрелять, - сможет попасть в твою спутницу.
И1: Учту. Я отталкиваю её за ближайший столик и пытаюсь допрыгнуть до бандита, чтобы выбить пистолет.
В: Хорошо. Для того, чтобы преодолеть такое расстояние, тебе надо побить определённую сложность (сложность выражается в цифрах и прописана в правилах). Для данной задачи эта сложность: 7.
И1 кидает кубик. В данном примере мы рассмотрим привычный, шестигранный - однако используются и специальные кубики с большим и меньшим количеством граней. На кубике выпадает 4. Вместе с силой спецназовца (а задача совершить прыжок с места на длинную дистанцию - это, несомненно, вопрос силы) получается как раз 7 - задача выполнена!
В: Да, ты допрыгнул до бандита. Однако он был наготове, поэтому он стреляет в тебя из пистолета!
Теперь уже кубик кидают и ведущий (на попадание), и И1 (на возможность увернуться). У ведущего выпадает 3. Вместе с ловкостью бандита (2) получается 5. У И1 выпадает 4 но, вместе с его ловкостью, получается 7. Финальный результат игрока (и его персонажа) выше чем у ведущего (и бандита) - так что бандит промахивается и пуля попадает в стену.
В: Бандит промахнулся! Теперь, пока он не выстрелил во второй раз, ты можешь попытаться его обезвредить.
Дальнейшие действия, связанные с разрешением конфликта, точно так же будут связаны с необходимостью проверок успешности различных действий.
Как уже было сказано - характеристик, умений и прочих параметров в играх гораздо больше. Однако, общий принцип их осуществления, как правило, именно такой, как в приведённом примере.

Важно не только уметь отыграть поведение своего персонажа, но и правильно выбрать, какие его способности будут лучше развиты, чтобы соответствовать выбранному образу. Кроме того, важно уметь оценить в игре его шансы на то или иное действие - далеко не всё может получиться! Это придаёт игре азарт и эмоциональный накал, составляющие львиную долю интереса в настольных ролевых играх.

Происходящее за игровым столом не ограничивается киданием кубиков. Возможность решать головоломки, вести дискуссии между игроками, придумывать какие-то оригинальные ходы - всё это значительно отличает “живые” игры от компьютерных - где, в большинстве случаев, игрок действует в строго ограниченных рамках, общаясь с доступными неигровыми персонажами определённым количеством фраз.

Кто в это играет?

Очень часто слово “игры” наводит на мысль о том, что развлечение это - сугубо детское. На самом деле, это не так. Аудитория каждой конкретной игры зависит исключительно от того, на кого её рассчитал ведущий. Это может быть весёлое приключение для школьников, кровавый триллер для любителей пощекотать себе нервы или детективная головоломка в викторианском антураже - для тех, кто любит историю и красивые декорации.

Нет ограничений и по статусу или образу жизни - настольными ролевыми играми увлекаются и руководители крупных предприятий, и студенты, и классические “менеджеры среднего звена” и кто угодно ещё, кому интересно общение с людьми и новые, необычные способы досуга.

Может показаться что на это требуется много времени - однако ничто не мешает вам играть тогда, когда у всех причастных выдался свободный вечер и желание собраться вместе. А если сюжет не удалось доиграть до конца - можно просто “сохраниться” и в следующий раз начать с места остановки.

«Почему я об этом ничего не знаю?»

Знаете! Может быть, не прямо, а косвенно, но очень многие сталкивались с играми, фильмами и книгами, основанными на правилах или сюжетах НРИ. Известный литературный сериал про Тёмного эльфа, ставшие бессмертной классикой компьютерные игры “Baldur`s Gate”, “Vampire: the Masquerade - Bloodlines” а также новые Shadowrun и Cyberpunk 2077, фэнтезийный фильм “Подземелье драконов” и даже карточная игра “Манчкин” - всё это, так или иначе, основано на богатой культуре настольных ролевых игр, которая пока ещё не так сильно развита в России.

В заключение хотелось бы отметить один простой факт: настольные ролевые игры в жизни гораздо интереснее, чем их можно описать в любой, самой подробной статье. Разные жанры, миры и системы правил позволят любому желающему выбрать что-то по вкусу именно для себя - то, что будет отвечать его потребностям и интересам. Но для того, чтобы лучше узнать всё это, не стоит делать выводов только по многочисленным описаниям и отзывам. Лучше (и гораздо, гораздо интереснее) поиграть самостоятельно.

Если вы хотите посетить Ролекон и узнать больше о настольных ролевых играх, сделать это можно в разделе «Мероприятия» на сайте, или в нашей

Похожие публикации