Музыкально-дидактические игры старший возраст. Игры-хороводы Детская игра узнай по голосу

На город опустились сумерки. Весна должна быть светлой, но почему-то в этой части города всегда оставалась тёмной. И не мудрено - никаких столбов со светом. Всё же пустырь. Семья Михиных-Астафьевых жила в крайнем доме, отделенном от основных построек именно пустырем. Следует признать, что жилось здесь непросто. На пустыре всегда что-то происходило: то ограбят кого, то изнасилуют, а то и просто убьют. А кроме того, именно здесь собирались все сомнительные элементы города: от простых подростков, просящих в темноте «закурить» или «позвонить», до матёрых зэков, бежавших или уже отсидевших. Алёна Астафьева шла в потёмках домой со школы. Конечно, она могла бы вернуться раньше, но именно на сегодня театральный кружок, который посещала девушка, назначил генеральную репетицию к спектаклю, запланированному только на следующий месяц. Но это была не самая главная причина. Ей просто не хотелось домой. По сути, она не считала новый дом таковым. Для неё это было лишь здание, ночлежка. Увы, развод отца с матерью и его попытка завести новую семью, отвоевав в суде ребенка от первого брака, наложил свой отпечаток на Алёну. Хотя мама не очень-то и хотела забирать свое дитя, нося под сердцем нового ребенка. Да, с рождением другого малыша первенцы забываются. Непреложная истина. Пустырь был почти преодолён. Хотя слово «пустырь» в последние несколько месяцев не очень-то подходило этому месту. Попытка мэра построить здесь какой-то спортивный комплекс позволила начать эту самую стройку и забросить её. Вот уже два месяца на пустыре красовались ямы, заполненные мусором. Итак, Алёна Астафьева шла домой через пустырь в темноте. Подгонял страх: а вдруг появится пресловутая компания гопников? И ни телефона, ни плеера, ни девичьей чести не останется. А она еще и юбку как назло надела. До дома оставалось не больше десяти метров, как вдруг… - Девушка, а сигаретки не найдется? Алёна застыла, не решаясь повернуться. Голос явно принадлежал молодому мужчине и был смутно знаком. Словно она уже где-то слышала его ранее. - Я не курю, - извинилась она, намереваясь продолжить движение, но ей банально не дали, заткнув рот ладонью и прижимая ближе к мужскому телу. Алёна запаниковала. На улице конец апреля, уже тепло, а на ней только юбка и очень легкая блузка. Да еще и природа не обделила: наградила пышными формами. В место пониже спины уже что-то упиралось… что-то большое. - Очень жаль. Получается, у тебя совсем нет тяги к… посасыванию. Это печально. - Выдохнул тот же голос на ухо. - Но мы можем это исправить, верно? Одной рукой он продолжал её удерживать, а другой проник под юбку, дотрагиваясь до сокровенного места. И к своему ужасу, Алёна поняла, что ей это даже нравится! Нет, она никогда не была моралисткой. Напротив, даже не понимала таких. Но еще пару месяцев до своего впускного она планировала оставаться девственницей! А тут её сейчас явно лишат этого права. Юбка поползла вверх, трусики - вниз. Да, в такие моменты сильно жалеешь, что не надела брюки. Чёрт бы побрал мачеху с её спором! Но теперь стало понятно, что просто так стоять нельзя. Алёна начала брыкаться, стараясь вырваться из хватки, а после еще и закричала. Но на это действие ей лишь закрыли рот ладонью, прижимая ближе к себе. Девушка укусила своего потенциального насильника и, пока он кричал и обсасывал пострадавший палец, вырвалась из хватки, подтягивая одной рукой трусики на положенное им место. Попытка вернуть нижнее бельё на бегу оказалась довольно сложной, тем более что практически в затылок дышал мужчина. И он нагонял. Она никогда не была особенно спортивной, поэтому не было ничего удивительного, что юноша - а это действительно был парень чуть старше неё - догнал и повалил на землю. Алёна всё еще продолжала брыкаться и кричать, за что получила хлесткий удар по щеке. - Заткнись, если не хочешь сдохнуть прямо здесь, на этом Богом забытом месте! - прорычал парень, вновь склоняясь к ней. И голос вновь показался очень знакомым. - Отпусти меня, пожалуйста! - прошептала девушка. Лишаться девственности в таком месте было стыдно. Но на наивную просьбу он лишь рассмеялся. Одной рукой удерживая обе её ручки, он со странным удовольствием лизнул шею своей жертвы, тихо порыкивая. Алёна заметила, что лицо до носа его было скрыто под шапкой, которую обычно надевали мотоциклисты и Омоновцы. Ну, та, которая с прорезями для глаз и рта. Второй рукой насильник вновь дотронулся до бедер девушки, задирая её юбку. На сей раз снимать трусики он не спешил, продлевая пытку. Хотел наказать. Хлесткий удар опалил огнем щеку, заставляя вскрикнуть. - Не смей орать, поняла меня? - прорычал парень, вновь ударяя. Затем был еще один удар. И еще один. В какой-то момент Алена поняла, что всё её лицо вскоре станет одним сплошным синяком. - Отпустите, прошу! Но он лишь рассмеялся, вновь ударяя, на этот раз - по внутренней стороне бедра. В какой момент он успел раздвинуть ей ноги, девушка так и не поняла. - Лежи смирно, пока я буду снимать штаны, - приказал он, на секунду отпуская. А жертва в очередной раз подскочила и попыталась сбежать. В очередной раз неудачно. Он нагнал её через два шага. Алёна закричала, надеясь, что отец и мачеха - или хотя бы этот урод, которого в семье называют её братом! - услышат и спасут. Однако те не услышали, а пинок под рёбра лишь выбил из легких весь воздух. Девушка начала задыхаться: кислорода не хватало - он перекрыл ей доступ, сжимая горло своей рукой. - Я сказал лежать смирно! - новый удар в живот. Кислорода катастрофически не хватает, она задыхается, а насильник всё еще сжимает горло, не давая вдохнуть… сил сопротивляться больше нет… живительный воздух проникает в легкие как раз тогда, когда бессильно опускается колотящая его спину рука. С этого момента Алёна всё помнила смутно. Она вспоминала, что парень разорвал её трусики, на что-то поплевал, а после её накрыло болью. Он действовал жестко и грубо, постоянно шепча о том, что она создана только для того, чтобы быть шлюхой. И опровергать это у девушки не было никаких сил. Она кричала, вяло старалась вырываться. Он же только жестко двигался и держал её ноги широко раздвинутыми, ненадолго отпуская - чтобы ударить. Не по-весеннему жесткая земля больно ранила спину своими камешками и ветками. У Алёны по-прежнему не было сил. Теперь даже на то, чтобы закричать - она лишь постанывала. А парень больше не удерживал ноги, зато крепко намотал длинные волосы на кулак, заставляя девушку выгибаться. После рука соскользнула на подбородок, сильно его сжимая. - Смотри мне в глаза, блядина. Смотри и не смей их отводить или закрывать. - И вновь голос показался очень знакомым. Словно она слышала его каждый день… Резкий выпад рукой - и шапка снята. Он порывался отобрать её, а она - рассмотреть лицо своего насильника, но… но пустырь не освещался, разглядеть что-то оказалось невозможно. А после он удовлетворенно зарычал, замер. Вновь ударил Алёну и… И Алёна отключилась.

Она пришла в себя рывком. Со стоном села, с трудом поднялась. Всё болело. Сил не было. Поправлять что-то Алёна не видела смысла - всё равно дома никто не обратит внимания. А дома все сидели на кухне. Девушка заметила, что мачеха перерабатывает своему сыночку палец, а отец сжимает в руках телефон. И прошмыгнуть бы в комнату, где спокойно поплакать и раздеться, но нет возможности: - Где ты была?! На часах уже одиннадцать ночи! - отец преодолел расстояние от кухни до прихожей так быстро, словно и не было его, этого расстояния. И он уже готов был продолжить ругать своего ребенка, но увидел её внешний вид и подавился воздухом. - Что произошло? - поинтересовалась мачеха, выглядывая из-за плеча супруга. И Алёна бы огрызнулась, но не было сил. - Всё хорошо. Отстаньте от меня! - Начиналась истерика. Девушка вошла в свою комнату и хлопнула дверью, отрезая себя от семейства. Она легла на кровать, опуская юбку как можно ниже. Ей было плохо, очень плохо. Хотелось прижаться к маме, порыдать на её плече и рассказать всё-всё. Но мамы рядом нет. Ей вообще не до дочери. Дверь бесцеремонно открылась, когда Алёна села на постели и вытерла слезу. Опираясь на косяк, в проеме стоял Арсений - сыночек мачехи. Ненавистный сводный старший брат. Он с любопытством наблюдал за сидящей девушкой, скрестив руки на груди. Что самое интересное - один палец оказался перебинтован, хотя только сегодня днем этого не было. - Вон. - Девушка даже сама скрестила на груди руки. Но вместо этого Арсений лишь шагнул в комнату и захлопнул дверь, запирая её на маленький замочек. Он подошел поближе и наклонился, протягивая руку к её лицу. - Ну что же, шлюшка моя. Ты неплохо меня развлекла сегодня. Но ни о чем не смей говорить родителям, поняла меня? - рыкнул парень в ухо, вызывая неприятные мурашки и осознание: там, на пустыре, был он! - И если расскажешь, гарантирую, ты попадешь в персональный круг Ада. И даже подземный мир у Сатаны покажется Раем. Алёна сглотнула и отшатнулась, практически ложась на кровать под нависающим сверху братом. Она поняла, что с этого времени начинается самый ужасный этап её жизни. Личный ад.


Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы»

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! .
— Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .
— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Диактическая игра «Медвежата мед едят»

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) .
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение «На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра «Позови свою маму»

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполне¬нием движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно¬му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового вы¬доха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж¬ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли¬ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмот¬рите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок мо¬жет дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно¬сить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно при¬гнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при про¬изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произно¬сили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Громко - тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую маши¬ны, большой и маленький барабаны, большую и маленькую ду¬дочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг¬нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а малень¬кая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количе¬ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дидактическая игра «Магазин»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Дидактическая игра «Колокольчики»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Идут животные»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
— Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
— Идут поросята, они топают еще тише…
— Идут ежики, они топают очень тихо…
— Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»

Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком…
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Дидактическое упражнение «Подуем на шарик»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Ветерок».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Оближем губы»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Дидактическая игра «Гуси»
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
В: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза)

Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками.
Ход:
В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)…
Д: Петух
В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7
Дети: Утка.
В: Кто квакает ква-ква?….
В: Кто кукарекает: кукареку?…
В: А как кукушка кукует?
В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)
В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)
Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует)
В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)
Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)
Игрушки остаются для свободной игры детей.

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра «Загадки»
В: Наша лягушка любит отгадывать загадки.
В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка… Мишка косолапый…)
Далее загадки загадывают дети.

Перечень

музыкально-дидактических игр для детей

старшего возраста

1. Прошёл, пробежал, проскакал

2. Угадай, что делаю

3. У кого игрушка

4. Что звучит, прислушайся

5. Кот и мыши

6. Принц и принцесса

7. Громко - тихо запоём

8. Охотники и зайцы

9. Сколько нас поёт

11. Дирижёры

12. Сочини песенку

13. Игрушки пляшут

14. В гости песенка пришла

15. Найди пару

16. Угадай, на чём играю

17. Придумай танец

18. Солнышко и туча

19. Сыграй как я

20. Тише, громче заиграй

21. Эхо

22. Три оркестра

23. Музыкальная посылка

24. Слушай и хлопай

25. Послушный бубен

26. Гуляй – отдыхай

27. Наш оркестр

28. Совушка – сова

29. Музыкальная лесенка

30. Весёлая дудочка

31. Солнышко и туча

Прошёл, пробежал, проскакал

Цель:

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает кому-то из детей пробежать, проскакать и прошагать. Затем воспитатель приглашает другого ребёнка и предлагает ему за спиной у детей, так, чтобы они не видели, а только слышали, пройти, пробежать или проскакать – по собственному усмотрению. Дети должны отгадать, что именно сделал ребёнок. Игра продолжается до тех пор, пока дети получают удовольствие от процесса.

Угадай, что делаю

Игра на развитие слухового внимания

Цель: Развивать слуховое внимание и память.

Игровой материал: Чайная чашка и ложечка, мяч, пять деревянных кубиков, ножницы и бумага, неваляшка.

Ход игры: Сначала детей знакомят со звуками, издаваемыми различными предметами. Взрослый предлагает детям выполнять различные действия: сначала один из детей размешивает чай ложечкой, второй играет неваляшкой, третий строит башню из кубиков, слегка постукивая ими один о другой, четвёртый режет бумагу, пятый отбивает мяч.

Затем все дети садятся спиной к воспитателю а он начинает манипулировать с теми же предметами. Тот из детей, кто догадался, чем производится шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит о том, что он услышал. После ответа дети поворачиваются и проверяют правильность ответа. Затем шумовые загадки по очереди загадывают каждый из детей, выбирая описанные выше предметы

У кого игрушка

Игра на развитие слухового внимания

Цель: Развивать слуховое внимание и память.

Игровой материал: какой-либо музыкальный инструмент: колокольчик, бубен, погремушка, маракас и пр.

Ход игры: вариант 1 Дети стоят в кругу. Считалкой выбирается водящий ребёнок, он становится в центр круга и ему повязкой завязывают глаза. Дети под музыку передают игрушку по кругу. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках оказалась игрушка издаёт на ней несколько звуков. Водящий должен отгадать, в какой стороне был слышен звук и подойти к нему.

Вариант 2 Детям даётся несколько инструментов (3-5) Они встают в разных концах групповой комнаты. Водящему завязывают глаза, он стоит в центре групповой комнаты. Под музыку дети меняются местами. Как только музыка остановилась – дети замерли на мете. Они по очереди играют на инструментах. Затем воспитатель даёт команду, какой инструмент должен найти водящий. В случае затруднения названый инструмент подаёт звук ещё раз.

Что звучит, прислушайся

Цель: Развивать тембровый слух и слуховое внимание.

Игровой материал: музыкальные инструменты различных групп: маракасы, ксилофон, коробочка, ложки, ритмические палочки, кубики; металлофон, бубенцы, колокольчик, треугольник, бубен; небольшая ширма.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Воспитатель показывает инструменты по одному, прости назвать из, напоминает как они звучат. Затем предлагает детям отгадать, какой инструмент звучит. Воспитатель играет на инструментах за ширмой, а дети отгадывают. После того, как прозвучал ответ, воспитатель показывает инструмент и ещё раз играет на нём. Затем музыкальные загадки дети загадывают по очереди, подходя к воспитателю и играя на понравившемся инструменте, остальные дети отгадывают.

Примечание: Для игры берутся инструменты одной группы: деревянные, духовые, струнные, металлические и пр.

Кот и мыши

Цель:

Игровой материал: погремушки.

Ход игры: Дети с погремушками в руках сидят на стульчиках. Их задача играть на погремушках тогда, когда они услышат слова «Тихо», «Громко», «Чуть потише», «Чуть погромче». И играть надо так, как об этом говорится в стихотворении. Воспитатель читает стихи:

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Принц и Принцесса

Игра на развитие динамического слуха

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Игровой материал: Музыка в аудиозаписи.

Ход игры : Дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г.Свиридова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми воспитатель регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Громко – тихо запоём

Игра на развитие динамического слуха

Цель: Развивать у детей динамический слух.

Игровой материал: Небольшой мячик.

Ход игры: Дети сидят на стульях. Одного из детей просят выйти из комнаты, в это время воспитатель прячет мяч. Затем приглашают ребёнка обратно в группу и говорят слова: Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, Серёжа мяч.

Если тихо запоём, далеко он значит

Если громко петь начнём,

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую песенку на слог Ля то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается.

Охотники и зайцы

Игра на развитие динамического восприятия

Цель: Развивать у детей динамическое восприятие.

Ход игры: Дети строятся в две шеренги, одна за другой. Первая шеренга – «Охотники», вторая – «Зайцы». Охотники идут вперёд решительным шагом и громко поют: Мы охотиться идём, громко песенку поём

Где вы, зайцы серые, где, где, где?

Зайчики идут на носочках за охотниками, тихо поют, охотники стоят на месте:

Мы тихонечко идём, мы тихонечко поём

Вы нас не поймаете, нет, нет, нет!

Охотники: Вот сейчас, сейчас, сейчас, мы поймаем, зайцы, вас.

Вы от нас не скроетесь ни-ког-да!

Зайцы: Мы тихонечко идём, мы тихонечко поём

И от вас мы удерём: да, да, да!

Охотники ловят зайцев. Команды меняются местами, игра повторяется.

Сколько нас поёт

Игра на развитие музыкального слуха

Цель: Развивать у детей музыкальный слух.

Ход игры: Воспитатель говорит, что он будет дирижером и будет показывать кто будет петь песенку, а задача водящего отгадать, сколько детей поёт одновременно: один, два или три. Дети договариваются, какую песню будут исполнять. Ведущий отворачивается, а воспитатель молча показывает на детей, которые должны петь. Водящий отгадывает несколько раз, затем меняются.

Примечания: Когда дети освоят игру, дирижером может быть кто-то из детей.

Игра на развитие тембрового восприятия

Цель: Развивать тембровый слух, слуховое внимание и память.

Ход игры: Один ребёнок «Ваня» стоит впереди. Остальные дети идут к нему и поют песенку. С окончанием песни «Ваня» закрывает глаза, отворачивается от детей, а воспитатель незаметно для него показывает на кого-то из детей и тот поёт: «Ваня! Ау!». «Ваня» должен узнать по голосу, кто его позвал.

Дети поют: Ваня, ты сейчас в лесу

Мы зовём тебя, Ау!

Ну-ка, глазки закрывай, не робей!

Кто тебя зовёт, узнай поскорей.

Дирижеры

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что он будет дирижёром и руками будет показывать как надо исполнять песенку: если руки на уровне лица – говорим высоким звуком, если на уровне груди – средним, если на уровне живота – низким. Песенка исполняется на одном слоге: му-му-му, поёт телёнок низким звуком, га-га-га поёт гусёнок средним звуком, пи-пи-пи, поёт мышонок высоким звуком.

Сочини песенку

Игра на развитие песенного творчества

Игровой материал: Набор сюжетных картинок.

Ход игры: Детям предлагается выбрать картинку, рассмотреть её и спеть, песенку о том, что на ней изображено. Мелодия может состоять из одного, двух, трёх звуков, в зависимости от возможностей и фантазии ребёнка. Главное условие, что текст должен быть Пропет. Наличие рифмы не обязательно.

Игрушки пляшут

Цель:

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Ход игры : 1вариант

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

Но не знают как, с чего начать.

Вышел заинька вперёд

Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.

Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

2 вариант

3 вариант

Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать

Но не знают как, с чего начать!

Я притопну раз! Я прихлопну раз!

Посмотрите на меня,

Дружно делайте, как я!

Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм.

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

4 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.

В гости песенка пришла

Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей

Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

И подарок принесла.

Ну-ка, Таня, подойди,

Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

Найди пару

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

Игровой материал: Шумелки-самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих: формочки от мороженного, капсулы от киндер - сюрпризов, баночки от кофе или витаминов.

Ход игры: 1 вариант Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому - либо из играющих найти два две одинаково звучащих шумелки. Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном (шумелкой, которой подбирается пара)

2 вариант Воспитатель предлагает поучаствовать в игре двоим детям: один из них достаёт шумелку и «загадывает звук», а второй ищет пару по звучанию. Сложность в том, что второй ребёнок не имеет возможности постоянно сверять свой выбор с эталоном. А первый оценивает его выбор тоже по памяти.

3 вариант Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одной шумелке из мешочка, послушать её и найти себе пару среди ребят. Игра проходит весело с шумом и беготнёй от одного участника игры к другому. Дети развивают в игре также и коммуникативные способности.

Угадай, на чём играю

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 Усложнение : Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 Усложнение : После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи. Ход игры: Воспитатель объявляет, что на сказочный бал съехались сказочные герои, а какие – дети должны отгадать по тому, как они танцуют. Воспитатель включает музыку и показывает одному из детей карточку с изображением персонажа. Ребёнок импровизирует танец. Дети отгадывают. Воспитатель подтверждает правильный ответ, показывая карточку.

Солнышко и туча

Цель:

Ход игры: Воспитатель:

Сыграй как я

Игра на развитие чувства ритма

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, барабан, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что такое эхо, что оно бывает в лесу, в горах и т.д. Слово или звук повторяется несколько раз. Воспитатель предлагает изобразить эхо с помощью музыкальных инструментов. Дети сидят на стульчиках с инструментами в руках. У воспитателя в руке любой инструмент. Воспитатель играет простой ритмический рисунок. Дети должны сыграть по цепочке, передавая заданный ритм

Три оркестра

Примечание: Игра проводится после того, как дети познакомились со всеми видами оркестров на музыкальных занятиях.

Музыкальная посылк а

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно. Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.

Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется «Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп. Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.

Послушный бубен

Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма

Цель: Тихо песенку поёт Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Воспитатель включает музыкальные отрывки в аудиозаписи. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.

Рекомендуемый музыкальный материал: Г. Свиридов «Марш», А. Петров «Марш», С. Прокофьев «Марш», Гаврилин «Тарантелла», И. Штраус «Вечное движение», Р. Н.м. «Смоленский гусачок», «Барыня», « Ах, ты берёза», Глюк «Песня без слов», П. Чайковский «Утреннее размышление»

Наш оркестр

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает воспитатель. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей. Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: «Вверх по ступенькам поднимись!» Затем ведёт игрушку вниз, напевая: «Потом обратно вниз спустись!» Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку. Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания. Играть мелодию можно быстро, персонаж «бежит по лесенке», либо отрывисто – персонаж «скачет по лесенке»

Усложнение: После того, как игра освоена детьми, руководить игрой может кто-то из детей.

Весёлая дудочка

Игра на развитие музыкального слуха и певческого дыхания и творчества

Цель: Совершенствовать умение брать и распределять дыхание, его направление и силу. Без слов интонировать простые мелодии.

Игровой материал: Бутылочки из под витаминок по количеству играющих детей.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям бутылочки из под витаминок и предлагает представить себе, что это дудочки. Показывает, как можно в них гудеть. Для того, чтобы добиться гудящего звука надо чтобы нижняя губа слегка касалась края горлышка бутылочки, а струя воздуха была достаточно сильной. Для тренировки детям предлагают упражнение: погудеть, как большой пароход (низким звуком) и как маленький пароходик (высоким). Затем можно попробовать прогудеть «сыграть на дудочке» простую песенку, например «Весёлые гуси». Предложить детям самостоятельно (по очереди, по желанию) придумать свою песенку.

Примечания: Играть в игру можно начиная со среднего возраста и в старших группах. Она будет усложняться вместе с исполняемым детьми музыкальным материалом. В качестве усложнения и как один из вариантов игры можно предложить детям подыгрывать музыкальному произведению в аудиозаписи.

Солнышко и туча

Игра на развитие музыкальных представлений

Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры: Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

Класс: 1

Задача: познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр.

  • показать детям, что речь каждого человека отличается своей собственной особой окраской голоса;
  • продолжать работу над развитием и обогащением устной речи учащихся;
  • развивать эстетические чувства, культуру общения.

Оборудование: костюмы сказочных героев, магнитофон.

Оформление: класс оформлен в виде сцены и зрительного зала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка пройденного материала.

Поднимите руки те, кто когда – нибудь был в театре?

В каком театре вы были? (В кукольном ).

Кого видели на сцене? (На сцене играли куклы, людей не было видно).

В каком ещё театре были? (В драматическом ).

Кого там вы видели на сцене? (На сцене играли люди-артисты ).

Театр – это помещение, где происходят представления, т.е. спектакли.

Сегодня на уроке мы с вами мысленно побываем в драматическом театре, так как на сцене будут играть люди, ученики – артисты нашего класса. Для этого у нас есть всё: зрительный зал, сцена, где будут играть артисты, декорации.

Артисты помогут нам вспомнить особенности устной речи. Пока артисты готовятся, начинаем вспоминать.

Что такое речь? (речь – это то, что мы говорим и пишем).

Какая бывает речь? (устная и письменная ).

Внимание! Сейчас прозвенит 3 звонка, которые означают, что представление начинается. Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы сейчас попадём.

Длинноносый, деревянный
Был у папы мальчик странный. (Буратино).

Правильно, молодцы – это сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

(Звенит 3 звонка, открывается занавес. На сцену выходит Пьеро .)

Пьеро : (громко читает стихотворение и уходит ).

Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю – куда мне деваться…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?

( Выходит Мальвина, на руках она держит куклу и поёт колыбельную песню и уходит ).

Мальвина: (поёт тихо ).

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.

Какую речь вы сейчас слышали? (устную ).

Как читал стихотворение Пьеро?(громко ).

Почему? (чтобы слышали все, речь должна быть громкой ).

А как пела Мальвина? (тихо) .

Почему? (она пела колыбельную, а они поются тихо, нежно, располагая ко сну ).

Значит, какой может быть устная речь? (громкой и тихой ).

От чего это зависит? (от ситуации ).

Правильно ребята, молодцы. Говорить можно громко или тихо, всё зависит от ситуации общения, именно она определяет силу голоса, с которой мы говорим в нужный момент.

(На сцену выходит Мальвина, за ней бежит Буратино ).

Буратино: (очень быстро ).

Здравствуй, Мальвина!

Мальвина : (медленно)

Проходи, Буратино, и садись за стол. Мы сейчас будем заниматься математикой. Предположим у вас в кармане лежат два яблока.

Буратино: (роясь в карманах ).

Врёшь, нету у меня в карманах никаких яблок.

Мальвина:

Предположим, что Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино:

Мальвина:

Подумай хорошенько, Буратино!

Буратино:

Мальвина:

Буратино:

Я ведь не отдам этому Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина:

Несносный мальчишка!

(Мальвина уходит, за ней убегает Буратино).

Какую речь вы сейчас слышали?(устную).

Сравните темп речи Буратино и Мальвины. (Буратино говорил быстро, а Мальвина – мед ленно).

Ребята, вы всё поняли, что сказал Буратино? (нет ).

Почему? (он говорил очень быстро и непонятно ).

Почему Мальвина говорила медленно? (когда человек объясняет что-то, учит чему-либо, он всегда замедляет темп, чтобы его лучше поняли).

Какой же может быть темп речи7 (быстрый и медленный ).

Правильно. Темп речи – ещё одна особенность устной речи. Темп речи также зависит от ситуации общения или от содержания рассказа.

(Занавес закрывается ).

Первое отделение закончилось, антракт.

Антракт – это краткий перерыв между действиями спектакля.

3. Физкультминутка.

4. Сообщение нового материала:

Сегодня мы узнаем ещё одну особенность устной речи – это её тембр. Что такое тембр, я надеюсь вы мне скажите в конце урока. Пока у нас ещё есть время до начала второго действия, поиграем в игру «Отгадай кто говорит.»

(С магнитофона звучат по порядку запись речи 3-х учеников класса).

Я включу запись, а вы должны прослушать и угадать, кто это говорит.

А.

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка.»
«Уколю – грозиться ёж –
Если снимок не пришлёшь!»

Кто это говорил?

Как вы догадались? (только у кати такой голос, такая окраска голоса .)

Б.

Утром дед
Спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка!

Кто это говорил?

Как вы догадались? (только у Максима такая окраска голоса) .

В.

Жук жужжит:
- Я шёл и шёл
Жёлтый камешек нашёл.
-Это жёлудь! Ты не прав.-
Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,-
Говорит жирафу жук.

Кто это говорил?

Почему вы так решили? (только у Саши такая окраска голоса ).

Правильно, ребята, устная речь каждого человека неповторима. Она имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других людей. Это называется – тембр голоса.

(Снова звучат 3 звонка ).

Ребята, прозвенело три звонка, значит сейчас начнётся второе действие. Отгадайте в какую сказку мы сейчас попадём.

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё:
«А ну, подскажите, как звали её?»

(Красная Шапочка ).

(Открывается занавес, на сцену выходит Красная Шапочка, она идёт по поляне, напевая песенку, вдруг появляется волк).

Кто ты такая?

Красная шапочка : (нежным голоском )

Меня зовут Красная Шапочка!!

Волк:

Куда ты идёшь?

Красная шапочка :

Я иду к бабушке. Несу ей горшочек маслица.

Волк:

А где живёт твоя бабушка?

Красная Шапочка :

Вон за тем лесочком, на пригорке.

(Волк быстро убегает, Красная Шапочка, напевая, тоже уходит ).

Какую речь вы сейчас слышали? (устную ).

А у Красной Шапочки? (нежный, ласковый ).

(Занавес закрывается ).

а) Закрепление нового материала.

Представление закончилось, но урок ещё продолжается. Давайте поблагодарим артистов. (артисты выходят, кланяются, а дети им аплодируют).

Сейчас мы поиграем в игру: «Кто за дверью?»

С магнитофона прозвучит одна и та же фраза. Вы должны прослушать и сказать кто за кем говорит. Прозвучат голоса мужчины, женщины, девочки и мальчика. Слушайте внимательно.

(С магнитофона звучит фраза: «Кто-кто в теремочке живёт?» первая-женщина, второй-мальчик, третий- мужчина и четвёртая-девочка).

Прослушав запись, дети называют порядок прочтения и обосновывают свои ответы.

Молодцы, вы хорошо поработали. Может сейчас уже кто-нибудь скажет, что такое тембр голоса?

б) Работа с учебником.

Представление в театре закончилось, но сейчас мы снова побываем в сказке. Отгадайте какой.

Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки?

Правильно, это русская народная сказка «Три медведя».

Откройте тетради на странице 34-35. вот они три медведя. Вспомните их имена. (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка).

Мне нужны три желающих ученика. (три ученика выходят к доске, учитель даёт им имена героев сказки) . Вы должны прочитать фразу в тетради голосом своего героя. (дети читают ).

(Если позволяет время, можно вызвать ещё трёх желающих).

А теперь с помощью цветных карандашей, попробуйте в рисунке передать окраску голоса каждого героя.

Дети раскрашивают рисунок. учитель показывает выполненные работы.

6. Итог урока.

С какой особенностью устной речи мы сегодня познакомились?

Что такое тембр?(ответы детей ).

Похожие публикации