Праздник когда змеи спать ложатся. Змеиные тайны российских лесов. Славянские осенние праздники: Сдвижение, Рожаницы, Семаргл, Световид и Овсень Почему нельзя ходить в лес 12 июля

Воздвиженье или Сдвиженье. , как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом.

Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем». Воздвиженье - постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.

На Воздвижение у доброго молодца – капуста у крыльца. Смекай, баба, про капусту – Воздвижение пришло. За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.

С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты. Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.

На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел - все прахом пойдет. Устраивались вечеринки – капустники. Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень. Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Все звери и насекомые ложатся на зиму, в том числе и медведь залегает в берлогу. В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
В этот день часто бывают небольшие утренние морозцы.
Западный ветер дует несколько дней подряд - к плохой погоде.
Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий - к ясной и сухой погоде.
Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают - к теплой осени.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Приметы и обычаи.

Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется. - Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется. - Вздвиженские зазимки мужику не беда. - Смекай баба про капусту на Вздвиженъев день. - У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.

С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки - капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.

Православные христиане готовятся к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Почему в этот день нельзя ходить в лес, зачем змеи сплетаются в клубок, объясняют священнослужители.

Воздвижение (народное название – Сдвижение) – один из двунадесятых праздников православной Церкви, отмечаемый в 2018 году 27 сентября. Этот праздник связывается с непрекращающейся борьбой добра и зла, когда активизируется всякая нечисть.

Запрет на походы в лес

Воздвижение – один из дней в году, когда категорически запрещается входить в лес. Считается, что лесные лешие, злясь на скорое наступление зимы, проводят осмотр своих владений и сгоняют в одно место всех подчиняющихся им тварей. Сами при этом могут принять любой облик, чтобы ввести в заблуждение тех, кто в этот момент оказался в их владениях: человек, отправившийся в лес может из него не вернуться или сойти с ума.

Посещение леса опасно еще и потому, что к наступающим холодам начинают активно готовиться животные. Звери зарываются в норы, а змеи сползаются в одно место под землю и сплетаются в клубки. В это время они особенно активны и могут наброситься на непрошенных гостей.

Жители деревень и сел в этот день стараются накрепко закрыть все двери и калитки, чтобы ни одна случайная «гадина» не смогла заползти в их дом. Впрочем, считается также, что если змея укусит в этот день человека, то серьезно за это поплатится: она не сможет найти место зимовки своих сородичей и присоединиться к их клубку, а поэтому обречена на гибель.

Обычаи на Воздвижение

В селах на Руси с Воздвижения начиналась пора девичьих посиделок: девушки собирались на вечеринки, приносили разные угощения и приглашали парней, которым предстояло выбрать себе невесту. Девушки в свою очередь надевали свои лучшие наряды, а для будущих женихов готовили подарки – вышитые пояса. Если парень принимал подарок, то считалось, что между молодыми людьми заключена помолвка.

Девичьи посиделки длились две недели. В эти дни даже церковь не запрещала заговоры и привороты, помогающие быстрее выйти замуж. На Воздвижение не планировали никаких важных дел, чтобы не оскорбить отдыхающую природу. К тому же все, что затевается в этот день, по поверьям не принесет успеха.

Когда змея впадает в спячку и как змеи готовятся к зиме Вы узнаете из этой статьи.

Когда змеи впадают в спячку?

Период, когда змеи собираются в клубки, чтобы впасть в спячку, зависит от погодных условий окружающей среды. Если осень холодная и ранняя, то пресмыкающиеся впадают в анабиоз в сентябре. Если же погода стоит теплая, то в октябре. Согласно народным приметам, эти животные впадают в спящее состояние 27 сентября — на великий праздник Воздвиженье.

Где спят змеи?

Чтобы выжить холодными, долгими зимами теплолюбивые змеи собираются вместе и впадают в сон. Они особенно тщательно подыскивают теплое местечко и засыпают. Таким местом, куда деваются змеи зимой, может служить глубокая яма или нора с подстилкой из листьев, а также дупло пней. Пресмыкающиеся могут спать как небольшими группами, так и в одиночку. Они просыпаются, когда воздух достаточно прогреется после зимы. Чтобы сохранить свое тело в тепле, змеи за лето стараются накопить побольше подкожного жира.

Когда просыпаются змеи после зимы?

Точно ответить, в каком месяце просыпаются змеи нельзя. Ведь зимовка пресмыкающиеся не имеет четко обозначенного срока годности. С уверенностью можно сказать, что животные будут находиться в спящем состоянии до наступления тепла. И как только солнце своими лучами достаточно прогреет землю, они проснутся и выползут из зимних укрытий. Но согласно народным приметам, день, когда змеи выползают погреться на солнышке – это 22 марта.

Сегодня вот о чем. На выходах, нам все чаще встречаются эти удивительные создания природы - Змеи. Вот и в этот раз случилось так:

Солнце припекало и, идя по грунтовой дороге, нам то и дело встречались гадюки, которые томно грелись и не собирались уходить, не смотря на наше приближение! Эта наглость нас несколько удивила- раньше такого не было. Особенно одна, довольно крупная гадюка, совсем не обращала на нас внимания, разомлев под солнцем и уползать не желала. Причинять ей вред нам не было нужды. Провизия, слава Небесам, у нас имелась, так что в качестве пищи данный субъек не рассматривался. И тем не менее, пройти было надо, но она не уползала!! Лишь после того, как мы стали кидать в нее шишки, красавица неохотно уползла с дороги, потому хочу заметить, камрады: ходить сейчас надо очень аккуратно даже по дороге, и смотреть под ноги, так как гадюки очень сливаются с дорогой и их сложно заметить перифирическим зрением. Одну мне пришлось даже перепрыгнуть, моментально среагировав на предупреждение супруга, когда я зазевалась, любуясь природой вокруг..

в связи с этим, хорошо знать

1. КАК ОНА ВЫГЛЯДИТ И ГДЕ ВОДИТСЯ

2 .КАЛЕНДАРЬ АКТИВНОСТИ ГАДЮКИ ПО МЕСЯЦАМ ГОДА.

3. ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ГАДЮКИ. ПРОТИВОШОКОВЫЙ НАБОР.

ИТАК, НАЧНЕМ...

1. ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ.

В лесах средней полосы довольно часто можно встретить небольшую пестро окрашенную змею — гадюку обыкновенную.

Обычно длина ее бывает около 50 сантиметров, но встречаются экземпляры, которые достигают даже 90 сантиметров.

Как правило, у гадюк на спине имеется характерный зигзагообразный рисунок. Общий фон окраски может быть серый (светлого и темного оттенков), бурый, рыжий, вишнево-красный.

Зигзагообразный рисунок на спине гадюки очень похож на изломанную тень от листьев папоротника и различных мелких кустиков. Такая окраска позволяет змее сливаться с рисунком солнечных бликов и теней.

Ни человек, ни животное не замечают гадюку, лежащую неподвижно, и приближаются к ней на слишком близкое расстояние. Испуганная змея прибегает к самозащите — кусает неожиданного гостя.

В каких еще случаях может укусить гадюка?

Если, конечно, ее вдруг прижмут рукой или ногой.

А вообще поведение змей при встрече с человеком зависит во многом от степени разогрева.

В прохладную, пасмурную или дождливую погоду, когда гадюки охлаждены, движения их вялые, медленные, неуверенные.

Серьезной опасности они не представляют, потому что от них легко увернуться.

Другое дело в сухую и жаркую погоду. Однако даже активная змея, заметив человека, обычно старается уползти в ближайшее убежище. Вскоре она снова появляется и, осмотревшись, укладывается на прежнее место.

Когда же активную змею преследуют, а скрыться ей негде, она начинает обороняться: сжавшись в комок, с шипением выбрасывает голову в сторону преследователя. Но и в этом случае она стремится приблизиться к любому убежищу и скользнуть в него.

При настойчивом преследовании гадюка свирепеет и становится довольно опасной. Быстро сжимаясь в комок и тут же расправляясь во всю длину, словно подскакивая над землей, она старается приблизиться к человеку. Движения ее настолько стремительны, что за ними трудно уследить.

Чтобы избежать нежелательной встречи, то при прогулках по лесу, и по густым зарослям, имейте в руках палку, которой можно их раздвигать впереди себя. змея уползет и встречи не случиться. во всяком случае, неожиданной.

Так уж сложилось давно, что каждый, увидевший гадюку, выносит ей беспощадный смертный приговор. Но вправе ли он подобным образом поступать? Конечно, нет!

Во-первых, из яда гадюки изготовляют замечательные лекарства.

Кроме того, змея эта является естественным регулятором численности грызунов: лесных и полевых мышей — переносчиков и хранителей опасной болезни — туляремии.

В нашей стране принят закон, запрещающий бесцельное истребление ядовитых змей, в том числе и гадюки обыкновенной.

Чтобы не происходило неприятных столкновений, надо знать, где поселяются они, куда ползают кормиться, в каких местах любят погреться на солнышке, — словом, знать календарь их жизни. Вот он.

2. КАЛЕНДАРЬ ГАДЮКИ:

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Гадюки находятся в убежищах, расположенных в моховых кочках верховых болот, гнилых пнях и стволах давно упавших деревьев, норах мышевидных грызунов, ходах сгнивших корней, кучах прелого сена, расселинах скал… Обычно змеи выбирают такие места, в которых не может промерзнуть грунт и которым не страшны вешние воды. На зимовки гадюки прячутся и по одной, и целыми группами.

МАРТ. В последней декаде месяца на проталинах лесных полян и просек, на моховых болотах, склонах возвышенностей, возле куч камней, на обогреваемых солнцем и укрытых от ветра участках появляются первые змеи. Они малоподвижны, иногда лежат группами.

АПРЕЛЬ. Змеи лежат на кочках, сухих листьях и сухой траве, вдоль лесных дорог и просек, на полянах, моховых болотах, вырубках, вдоль кромки леса, по берегам рек и озер. В ясные солнечные дни змеи выбираются погреться утром, примерно до 10 часов, и вечером, после 18 часов.

Во второй декаде у змей начинается пора спаривания. Гадюки собираются на сухих полянках среди кустов тальника, открытых верховых моховых болотах с редким мелким сосняком, полянах в лесу, кучах камней на склонах оврагов, холмов и гор.

МАЙ. Гадюки расползаются по местам кормления. Вблизи летнего пребывания змей обязательно есть источник воды, удобное место для прогрева, надежное убежище — кучи прелого сена, сухих сучьев, высокая сухая кочка, пень.

ИЮНЬ. Все змеи находятся на кормовых местах. В это время можно наткнуться на «змеиную тропу», которая проходит по гривам на берегу реки или озера, по просеке в лесу, краю болота или поляне в сыром лесу. На таких «тропах» гадюки появляются ежедневно.

Прогреваться змеи выходят рано утром до высыхания росы и вечером перед заходом солнца. После дождя они лежат на солнце 15—20 минут, выползая для этого на кочки, кучи сухих сучьев, пни, пригорки.

Любят даже грунтовые дороги, где редко есть движение. если солнышко припекает и змею разморило, с дороги она уходит неохотно.. В пасмурные дни и перед дождем гадюки долго нежатся на открытых местах. Идет массовая линька змей и выползки встречаются часто.

ИЮЛЬ. Змеи по-прежнему на местах летнего обитания. На лугах во время сенокоса они часто используют в качестве временных укрытий валки и копны сена, поэтому если вы решите отдохнуть в таких местах, будьте осторожны. Надо быть внимательными и при сборе земляники: гадюки часто устраивают лежки на земляничных полянках и пригорках.

АВГУСТ. По мере поспевания малины, черники и гонобобеля часть змей перемещается в ягодники. Здесь гадюки охотятся на травяных лягушек, в свою очередь привлекаемых обилием насекомых, которые слетаются на аромат спелых ягод. Ягодники обычно сильно зарастают травой, и, прежде чем сорвать ягоду, прощупайте траву палкой.

Во второй половине месяца у гадюк начинает появляться потомство. В среднем одна самка рожает 8-10 гадючат, но бывает, что крупные самки приносят их более 20. Обычно роды происходят на земле, но иногда гадюки заползают на невысокие кустики.

СЕНТЯБРЬ. Основная масса змей постепенно перемещается к местам зимовок. Первым на зимовку уходит молодняк, затем взрослые змеи. Если зимовки размещаются в моховых кочках на верховом болоте, то можно наткнуться на группы змей. Осенью у гадюк бывают такие же скопления, как и весной в период спаривания.

В первый день сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла - земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов - оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.

В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось накормить и напоить жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе. Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.

Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздник Рожаницы - начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета - теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они - существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена - в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели мужскую или женскую направленность, и каждая была по-своему незаменима.

На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями - бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки - напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку - хлебы и пироги.

Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине - большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.

После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, - похоронам мухи. Пойманное насекомое с песнями укладывали в гроб из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.

Праздник Сдвижение - от лета к зиме

14 сентября природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение - день, когда земля сдвигалась от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела - их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай.

Световид и Овсень - рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября , славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца - Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.

Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним - седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень - распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой - сухую траву и ветки.

Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно - несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.

Похожие публикации