Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников. Профилактическая работа психолога в школе Психолого педагогические основы консультационной деятельности

Одной из основных задач психологического консультирования членов семьи ребенка, имеющего нарушения развития, является оптимизация внутрисемейных отношений путем принятия и практической реализации родителями адекватных «ролевых пози­ций» по отношению к ребенку и друг другу, обучение родителей навыкам установления позитивного контакта с ребенком и воспи­тание его в соответствии с общественными нормами поведения.

Достаточно распространенными являются ошибки родителей в отношении воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований к нему, закрепления за ним статуса «больного». Наблюдения педагогов и психологов пока­зывают, что если снижение требований в плане умственного раз­вития ребенка, его обучаемости в определенной степени оправ­данно, то оно должно быть минимальным в отношении повсе­дневных требований к предметно-практической деятельности ребенка и действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценно раз­вивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. Во многих случаях, анализируя ситуацию в семье ребенка с отклонением в развитии, педагоги наблюдают обратную картину. Родители начинают преждевременно обучать ребенка счету, чтению, письму, организуют дополнительные за­нятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить и усвоить. Все стремления родителей направлены на решение проблемы обуче­ния и устройства детей в школу. Поэтому педагогам образова­тельных учреждений иногда приходиться сталкиваться с ребен­ком, не владеющим элементарными навыками самообслужива­ния, но знающего буквы алфавита. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже незначительные трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В се­мье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.



Нередко в семьях, где кроме ребенка с отклонением в разви­тии есть нормально развивающиеся дети, складываются непра­вильные отношения между членами семьи. Полноценный ребе­нок в таких семьях становится в той или иной степени заброшен­ным, от него требуют во всем уступать «больному», всячески опекать его, не реагировать и не жаловаться на неправильные или неадекватные поступки последнего. Все это может негативно отражаться на характере нормально развивающегося ребенка, а иногда может привести и к нервному срыву. Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у психолога и врача психоневролога способствуют установлению оптимального психологического климата в семье и преодолению тяжелых эмо­циональных переживаний и конфликтов у родителей.

Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.

а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обуче­ния, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.

В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных уч­реждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личност­ных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.

б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педа­гог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологиче­скую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением п рав каждого индивида на личные тайны.

Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопро­сах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жиз­ни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оцен­ку его возможностям. Он консультирует родителей и других род­ственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консульти­рования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родст­венники ребенка.

Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и при­нятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.

Эффективным методом консультирования является проведе­ние коррекционных психолого-педагогических занятий с ребен­ком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется исполь­зовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специ­альной школе).

Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психо­логом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ре­бенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную вос­питательную позицию в семье. Рекомендуется также использо­вать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители ус­ваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.

Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщ ит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них воз­никает потребность в новых советах. Важно также проанализиро­вать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адек­ватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необхо­димости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.

Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы. Таким образом, консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Психолого-педагогическое консультирование имеет свою специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи.

Консультирование – это профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом (родителем), направленное на решение проблемы последнего.

Выделяют следующие виды психолого-педагогической помощи в решении проблем:

1. По времени воздействия:

Неотложная – необходима при сложных психолого-педагогических ситуациях:

Продолжительная – полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, конфликтов, психологических кризисов.

2. По направленности:

Личностно-ориентированная – направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью, определяющим является активность клиента в процессе консультирования, расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы;

Проблемно-ориентированная – ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию, определяющим является решение типичных проблем, возникающих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и установкам людей.

3. По пространственной организации:

Контактная, когда беседа клиента с педагогом или психологом происходит лицом к лицу;

Дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную и допускает отсутствие прямого контакта.

4. По выполнению функций консультантом:

Диагностическая – постановка диагноза, составление психологического портрета и педагогических возможностей консультируемого;

Диспетчерская – направление к конкретному специалисту;

Информационная – быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания сути проблемы клиента, верное толкование консультантом проблемы и информирование человека о реальных последствиях;

Коррекционная – устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека;

Консультативная – оптимальное разрешение содержательных вопросов повседневности («нормативных» затруднений);

Терапевтическая – процесс лечения психологическими средствами расстройств и конфликтов, затрагивающих глубокие ядерные слои личности.

5. По количеству участников:

Индивидуальная – когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не предоставляется возможной;

Групповая – акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки группы участников.

6. По вмешательству консультанта:

Директивная – указующая, дающая советы как делать, нравоучительная;

Недирективная – «идущая» за клиентом.

Общие принципы психолого-педагогического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность.

5. разграничение личных и профессиональных отношений.

6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее.

7. «Не навреди!».

Типы консультирования (классификация по различным критериям):

Возраст с опорой на возрастную периодизацию: возраст клиента и возраст лица, по поводу которого клиент обратился;

Пространство (пространственная организация консультирования): очное и заочное (письменное и телефонное);

Количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом: индивидуальное, групповое;

Сфера приложения: дошкольное, школьное, семейное, супружеское, профессиональное;

По показаниям: развивающее; консультирование в период кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы:

1. Индивидуальное развитие и изменение (проводится индивидуальная консультация с психолого-педагогической диагностикой и коррекционной и развивающей работой с целью оптимизации жизнедеятельности клиента).

2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга).

3. Организационное развитие (управленческое консультирование).

Подходы к практике консультирования (Л.Д.Демина):

- « внимающий стиль»: закрытые и открытые вопросы, минимальные поощрения, парафраз, концентрация на чувствах, обобщение;

- «влияющий стиль»: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влиятельное обобщение.

Основные этапы консультирования:

1. Диагностический этап – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе собранного материала консультант и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.

2. Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия.

3. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения

Основные стадии процесса консультирования:

Осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений);

Реконструкция семейного или личного мифа, развитие ценностного отношения;

Овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.

Методы и приемы семейного консультирования. Основным методом консультирования считается интервью , т.е. Психолого-педагогическая беседа, направленная на социально-психолого-педагогическую поддержку семьи и помощь ей.

Дополнительные методы и приемы: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама, ролевое моделирование.. анализ истории семьи, репертуарные решетки Келли, генограмма, методы групповой терапии.

Для обеспечения обратной связи: видеозаписи, психотехники «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» и др.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Специфика психологического консультирования в образовательном учреждении заключается в следующем:

во-первых, кратковременность личных контактов клиента с педагогом-психологом;

во-вторых, эпизодичность данных контактов;

в-третьих, практическая завершённость каждой встречи клиента с психологом;

в-четвёртых, активность клиента в процессе консультирования;

в-пятых, самостоятельность в действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультирования.

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция.

Мы остановимся на психологическом консультировании. На практике психологическое консультирование является важным компонентом работы школьного психолога. Это обусловлено потребностью участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, профессионально-педагогических работников) в получении психологической помощи, особенностями психологии учащихся, задачей улучшения психологического климата между учащимися и взрослыми. Инициаторами обращений выступают: учителя (54% от общего числа обращений), учащиеся (23%). В остальных 23% случаев консультация происходит по инициативе самого психолога, обычно по результатам наблюдений или кризисных моментов в жизни школы, класса, обсуждаемых на заседаниях Совета профилактики.

Психологическое консультирование включает в себя следующие частные виды работ:

Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.

Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.

Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:

1) консультирование и просвещение педагогов;

2) консультирование и просвещение родителей;

3) консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей). У педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога особенно в начальной школе является то, что непосредственным "получателем" психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат - ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их - задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;

Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;

Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Рассмотрим особенности консультирования педагогов. В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:

1) Равноправное взаимодействие психолога и педагога;

2) Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на "готовый рецепт";

3) Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

4) Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

1) Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.

2) Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой - по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.

3) Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем - совместно. Психолог помогает " снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Остановимся на особенностях консультирования родителей. Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой - инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Таблица 2. Поводы для проведения психологической консультации

Инициатор встречи

Характеристика повода для обращения

Школа (психолог, педагог, администрация)

Плановая встреча

Информация о возрастных закономерностях развития, о психологических особенностях данного этапа

Информация об индивидуальных особенностях развития ребенка на данном этапе, соотношение с возрастными нормами

Острая ситуация

Какие-либо аспекты в поведении или учебных успехах ребенка вызывают тревогу или недовольство

Родители не справляются с какой-либо воспитательной задачей, нуждаются в информации, поддержке, помощи

Когда встреча с психологом происходит по инициативе родителей, чаще всего мы наблюдаем стандартную консультацию в возрастно-психологическом подходе.

Рассмотрим ситуации, когда родители встречаются с психологом по инициативе представителей школы.

Плановое групповое консультирование вполне можно отнести к психологическому просвещению. Обычно это происходит на родительских собраниях. Психолог информирует об общих особенностях класса и психологических особенностях данного возрастного этапа развития.

Такая деятельность является важным компонентом в работе, направленной на формирование адекватной социальной ситуации развития школьников. Полученная информация позволяет родителям осознать, что происходит с ребенком на данном этапе; решить, как строить с ним отношения. Таким образом психолог помогает здоровым людям пережить сложную ситуацию. Именно поэтому выступления на родительских собраниях можно квалифицировать как консультирование.

Кроме того, такие встречи помогают родителям познакомиться со школьным психологом, увидеть его стиль работы. То есть являются предконтактом для индивидуальной встречи. По существу, родители выступают клиентами школьного психолога без заключения контракта.

Задачи данного направления определяются оказанием реальной консультативной помощи родителям в вопросах личного характера семейного воспитания. На этом этапе в работе психолога необходимы дифференциация и индивидуализация, ориентированная на помощь различным группам и отдельным родителям в решении проблем обучения и воспитания собственных детей.

Формы консультаций могут быть индивидуальными и групповыми (см. табл.3).

Таблица 3. Формы консультативной деятельности

В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном проблемы следующего характера:

· особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.);

· личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.);

· вопросы его жизненной перспективы и профориентация;

· сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми - в семье, в школе; с братьями и сестрами, одноклассниками, друзьями и т.д.).

Рассмотрим основные этапы индивидуальной консультативной работы:

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем - довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное - это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка.

Приведем общую характеристику беседы с родителями в процессе консультирования.

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога в процессе проведения бесед во время первых встреч:

умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;

обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;

формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;

предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;

совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;

обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;

планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребёнка, часто это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования а оно на сегодняшний день наиболее развито - деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений, то в области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы:

Повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;

Работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;

Работа преимущественно с ребёнком.

Разумеется, что каждое из этих трёх направлений работы реализует принцип соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка.

Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

В подростковом возрасте психологическое консультирование является одним из важнейших направлений деятельности психолога, где основные формы консультативной работы включают: оптимизацию общения подростка со сверстниками, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цель, владеть собой, помощь в социализации и во взаимодействии с окружающей действительностью.

С.Л. Колосова исходит из того, что психолог должен быть ориентирован на повышение личностной активности школьника в решении своих проблем, а также помочь ему развить и обогатить его личность [ Колосова С.Л. Как преодолеть дезадаптацию у детей? // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. C. 38-41; 41].

Т.К. Губкина подчеркивает, что при оказании психологической поддержки подростку следует использовать некую последовательность шагов: восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе, к миру; анализ проблемы, выявление провоцирующих источников, причин; постановка позитивной цели, описание желаемого поведения и проработка возможных рецидивов старого поведения. Значимым нюансом автор выделяет следующее: выработка шагов роста (описание конкретных достижений) и поиск внутренних ресурсов и опора на них [ Губкина Т.К. Подросток и взрослый: Пути взаимопонимания // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. C. 80-95; 85].

И.Д. Егорычева при анализе данного вопроса выделяет необходимое условие - организацию конструктивного взаимодействия, включение подростка в социально одобряемую, признаваемую и личностно значимую деятельность; а также помощь в реализации его потребностей [ Егорычева И.Д. Подросток и взрослый: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы) // Мир психологии: научно-методический журнал. 2008. № 1 (53).С. 189-202; 200].

Л.А. Регуш выделяет следующее: проектирование положительных качеств личности; помочь актуализировать свои способности [ Психология современного подростка / под ред. проф. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с. ; 276].Ф. Дольто отмечала, что подростку необходимо помочь отучиться думать и поступать по-детски, и в то же время открыть радость и смысл взрослых обязанностей .

Таким образом, мы видим, что консультирование в первую очередь нацелено на поиск основной проблемы, составление основных жизненных трудностей подростка [ Фигдор Г. Проблемы воспитательной консультации // Родители и дети: учебное пособие. Хрестоматия / под ред.Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003.С. 405-465; 448], вызвать осознание подростком их истоков и вызвать конкретные перемены в его поведении [ Абрамов Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. - 480 с. ; 186].

Профессиональное консультирование в качестве отдельного вида психологического консультирования представляет собой психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. [ Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. ; 38] Именно так понимается термин "профессиональное" в названии данного вида консультирования. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами клиента такими, как индивидуальный стиль деятельности (что особенно актуально в случаях профконсультационной работы с социально дезадаптированными подростками и юношами). [ Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональное (профориентационное) психологическое консультирование// Вестник Московского городского педагогического университета, №4, 2008. ; 14]

В практике школьных психологов наиболее востребованными являются консультации по индивидуальным проблемам (внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений) и семейным проблемам (взаимоотношения с родственниками, взаимоотношения с детьми). Менее востребовано профконсультирование (повышение работоспособности, рекомендации "как вести себя при собеседовании с работодателем", определение цели дальнейшего профессионального и образовательного маршрута).

Выводы

Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы её разрешения, и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.

Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль и основная психокоррекционная работа проводится им самим, а при психотерапевтической работе ответственность за результат несёт сам психолог. Следовательно, за конечный результат консультирования ответственность лежит на клиенте, а психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

Данный вид деятельности (консультирование) - один из мощных инструментов работы педагога-психолога с личностью. Оно позволяет через воздействие словом, через умелое построение диалога и системы вопросов, комментариев, интерпретаций, конфронтаций структурировать психическое состояние клиента, способствовать формированию адаптивных защитных механизмов и, соответственно, адекватного поведения личности.

Разделы: Школьная психологическая служба

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога:

  1. Психодиагностика.
  2. Психологическое консультирование.
  3. Психопрофилактика.
  4. Психокоррекция.

Мы остановимся на психологическом консультировании. Оно включает в себя следующие частные виды работ:

  1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
  2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
  3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей). У педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, с также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным “получателем” психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

  1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
  2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
  3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
  4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
  5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
  6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
  7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.

Консультирование педагогов

В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога

с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:

  1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
  3. Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
  4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

  1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
  2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
  3. консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает " снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Консультирование родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Основные этапы индивидуальной консультативной работы

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка.

Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога, а процессе проведения бесед во время первых встреч:

  • умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
  • обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
  • формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
  • предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
  • обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
  • планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребёнка, часто это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования а оно на сегодняшний день наиболее развито – деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений, то в области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы:

  • повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
  • работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
  • работа преимущественно с ребёнком.

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трёх направлений работы не реализует принципа соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

Литература:

1. Немов Р.С. “Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология образования. – 608 с.

2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник психолога начальной школы (2-е изд.)/серия “Справочники”. – Ростов н/д: “Феникс”, 2004.– 448 с.

Похожие публикации